Травы могли выступать символом человека, как это можно заключить из значения греческого слова «неофит». Оно применялось по отношению к новообращенным, но в буквальном переводе означало neophitos– «новая трава».
Греческие герои увенчивались венками и, если в Олимпии возлагали на голову победителя венок из дикой маслины, а в Дельфах – из лавра, то в Немее венок сплетали из стеблей сельдерея «в память страданий Палемона и Архемора». Предводитель фокейцев в походе на Трою, погибший в той войне Схедий, изображен на картине Полигнота, находящейся в Дельфах, с венком из петрушки на голове.
По свидетельству того же Павсания на о. Сардиния произрастает у источников очень ядовитая трава, похожая на петрушку или сельдерей: «говорят, что тот, кто ее съест, умирает от смеха». В Коринфской области на священном участке Геры находится источник Астерион. Растущую по его берегам траву тоже называют астерионом и Павсаний сообщает, что эту траву «носят в храм Геры и из ее листьев плетут венки».
В Фессалии существовал тайный культ Кабиров – трех братьев, которых «иногда считают божествами плодородия. ...Посвященным в этот культ запрещалось есть петрушку, поскольку она считалась первым растением, выросшим из окровавленной головы одного из братьев, которого двое других Кабиров убили и похоронили у подножия горы Олимп в Фессалии».
В римской армии самой почетной наградой герою, спасшему целую армию, был венок из травы. Плиний упоминает только о семи случаях награждения травяным венцом за всю известную ему историю Рима. Столь большая значимость травы восходит к древней традиции предлагать пучок травы победителю целой страны, что символизировало вручение самой страны в его руки.
В саамской мифологии известна богиня трав и пастбищ Разиайке, покровительница оленей. В финской мифологии богом трав и корней деревьев был бог Льекио.
О том, что в Европе травы были признанными «лекарями» и считались сосредоточием магических сил свидетельствует древний англосаксонский травник, в котором приводится поэма под названием «Колдовство девяти трав». Полин Компанелли, сообщающая об этой поэме, признает, что в настоящее время «до конца не ясно, к каким видам относились некоторые из них». Первой в перечислении упоминается полынь – «мать трав», посвященная богине Артемиде. Вторым идет подорожник. Третьим – водяной кресс, находящийся под властью Луны, затем боярышник, пятым описывается ромашка. Шестое растение скрыто под загадочным названием «wergulu» и, вероятно, относится к крапиве жгучей, которая широко использовалась в хозяйстве и в приготовлении пищи. Яблоня — седьмое растение, названное в древнем заклинании. О ее плодах говорят: «Одно яблоко в день — и доктор не нужен». ...В разрезанном горизонтально пополам яблоке видна пятиконечная звезда, а древесина и цветы яблони используются в любовном колдовстве». Последними упоминаются вместе тимьян и фенхель. Обе травы обладают свойством магической защиты, а тимьян входит в состав «масла для смазывания, которое изготавливается, чтобы позволить человеку увидеть Королевство фей». Вероятно, правильней было назвать эту поэму «Колдовством девяти растений», потому что боярышник и яблоню трудно причислить к травам.
Использованные материалы:
- Х.Э. Керлот. Словарь символов;
- Павс. кн.VIII, кн. X кн.I;
- Агнес Карр Вогэн. Этруски
- Барбара Уокер. Символы, сакралии, таинства;
- Мифы народов мира т. II;
- Полин Кампанелли. Возвращение языческих традиций.