Растения
Растения в мифологии
Растения в мифологии
Первое письменное упоминание о нем находится в древнейшем китайском сочинении о лекарственных средствах «Шень-нун-бэн цао», относящемся к I в. до н. э., хотя в восточной народной медицине он применяется не менее 4—5 тысячелетий. Китайцы почитали женьшень именно по той же причине, по которой европейцы почитали мандрагору – из-за причудливо извилистых корней, часто имевших форму человеческого тела. Именно корень вызывал чувство благоговения перед этим растением, и будил бесчисленные эротические фантазии.
Как символ возрождения лотос был включен в культ жертвенного быка Мневиса. Считаясь предвозвестником солнца, рыжий бык Мневис символизировал обновление жизненных сил и был причастен к возвращению молодости, ибо, по поверьям египтян, старый бог умирает, чтобы возродиться молодым. Представление о возрождении жизненных сил сближает культ Мневиса с символическим осмыслением лотоса. Обряды сопровождались приношением букетов лотоса, иногда сам Мневис изображался с хвостом, "процветающим" в виде лотоса. Древние египтяне верили, что "оживление для вечной жизни происходит путем символического "прохождения" покойного через шкуру жертвенного животного, уподобленную стеблю лотоса". Благодаря этому магическому ритуалу можно было возродиться из лотоса, подобно богам.
Из античных источников нам известно о трех разновидностях египетского лотоса: розовом, белом и голубом, которые отличались друг от друга формой цветка, символическим осмыслением и использованием в ритуальных целях. Наиболее часто у египтян встречался белый и голубой лотосы, а вот розовый почитался самым священным и чудодейственным и в обиходе, в силу своей сакральности, не встречался, плоды его не шли в пищу. Его название нередко фигурировало в медицинских текстах, поскольку он обладал целебными свойствами. В надписях времени Рамсеса III фараон приносит фиванским жрецам в качестве жертвенных даров плоды розового лотоса.
Древние греки называли плоды лотоса египетскими бобами (faba egyptiaca), имея в виду киренейский лотос - кустарник из семейства Крушиновых, произрастающий в Северной Африке. В настоящее время это растение встречается и в Южной Европе. Плоды киренейского лотоса похожи на косточки величиной со сливу, очень вкусные; в древние времена они употреблялись народами Северной Африки в пищу.
Лотос - один из самых древних цветков на земле, существовавший уже в позднем меловом периоде. Необыкновенная долговечность свойственна его семенам: они были обнаружены погребенными в торфяниках Северного Китая, и их возраст насчитывает не менее, чем 1000 лет! После соответствующей обработки их кожуры семена проросли и дали цветущие растения. Однако самыми старыми считаются три семени лотоса, найденные в неолитическом каноэ на глубине пяти с половиной метров в торфяном болоте близ Токио. Специалист по лотосам, доктор Итиро Ога надрезал твердые покровы одного из этих 2000-летних семян, открывая доступ к зародышу. Через четыре дня после того, как семя поместили в воду, оно проросло! Полностью раскрывшийся розовый цветок лотоса развивался точно так же, как и современные лотосы.
Своей расцветкой эти волшебные цветы напоминают то бабочек, то яркое оперение тропической птицы, а формой могут походить на какое-то таинственное животное или звезду, или башмачок или на ладонь с растопыренными пальцами.
В Европе в настоящее время известно более 100 видов герани. Практически в каждом доме растет комнатная герань, которая цветет почти весь год и, по народным поверьям, защищает семью от злых сил.
Обилие семян вызывало ассоциацию и с дождевыми каплями; по этой причине мак использовали в обрядах вызывания дождя. В Полесье, к примеру, во время засухи в колодец бросали («сеяли») зёрнышки мака и колотили или мешали воду киёчками (палицей — оружием громовержца), приговаривая: «Макарка, сыночек, вылазь из воды, разлей слезы по святой земле!». Макаркой называли мифического утопленника, который, по существующим поверьям, мог, как привести дождевые тучи, так и отогнать ненастье от села. Сербы, к примеру, для отгона грозовых и градовых туч обращались к последнему в селе утопленнику или висельнику, называя его по имени и заклиная отвести своих «говяд»(=грозовые тучи) от полей и угодьев.