Цветы играли важную роль в мифологических представлениях индейских племен. Происхождение цветов связывалось в тольтекском мифе с волосами богини, из тела которой была создана земля: верховный бог тольтеков Тонакатекутли и его жена Тонакасиуатль создали четырёх сыновей: красного Тескатлипоку, чёрного Тескатлипоку, Кецалькоатля и Уицилопочтли, которые ассоциировались с четырьмя сторонами света: востоком, севером, западом и югом соответственно. Согласно мифам, Кецалькоатль и Тескатлипока принесли с небес богиню земли Тлальтекутли, полную «во всех своих суставах головами и ртами, которыми она кусалась, как дикий зверь, и прежде чем они спустились, уже была вода, которую неизвестно кто создал» («История Мексики» А. Теве). Из богини сделали землю, из её волос - деревья, цветы и травы, из глаз - колодцы, источники, пещеры, из рта - реки и большие пещеры, из носа - долины гор, из плеч - горы.
Именем ацтекской богини, ассоциировавшейся с сексуальностью и плодородием, было Шочикецаль - "Цветочное перо". Она считалась покровительницей жен, ткачей, любящих, художников, распутниц и скульпторов. Испанские источники 16 в. сравнивали ее с римской Венерой. В одном из вариантов мифа она считалась супругой Макуильшочитля или Шочипилли. В ацтекском 20-дневном календаре двадцатый знак называется «цветок» и служит символом искусства и вкуса. «Рожденные под этим знаком, по преданию, имели талант ко всем искусствам и ремеслам, но также и к колдовству".
Ацтекский бог Шочипилли ("владыка цветов") или Макуильшочитль ("пять – цветок"), сын богини земли Тласольтеотль, был богом весенней растительности, любви, цветов, веселья и игры в мяч. Он считался покровителем художников, певцов, поэтов и игроков в мяч. Шочипилли изображался в виде юноши, сидящего среди цветов и бабочек, со скипетром, увенчанным сердцем. На с. 53 и 72 "Кодекса Борджиа" Макуильшочитль изображен "с заостренным пенисом в форме ящерицы. Ящерица являлась символом воды и обильного урожая". В божественных гимнах Макуильшочитль-Шочипилли называется Синтеотлем, богом молодого маиса, и очень часто имеет характерные признаки последнего. Оба - и Макуильшочитль, и Шочипилли - считались владыками юга, а юг расценивался как область зла.
В государстве ацтеков в Древней Мексике человеческая кровь считалась необходимым средством для укрепления Солнца, которое теряло силы во время ночного пути по преисподней. Только с помощью крови можно было поддерживать космический порядок. "В древнем городе Теотиуакане... кровь приносили в жертву богу цветов. На этом месте была построена знаменитая пирамида Солнца. ...Позднее, когда город был разрушен и само имя его было забыто, его нашли ацтеки и дали ему имя Теотиуакан – «место, где люди становятся богами». На месте этого ушедшего в небытие города они приносили кровь в жертву богу цветов: жертвователь надрезал палец или веко, пропитывал кровью пористую бумагу и сжигал ее в небольшой глиняной чаше". Для принесения крови в жертву богу цветов нужны были пленные и ацтеки воевали с соседствующими племенами исключительно с целью добычи пленных. Эти войны так и назывались - "цветочные войны" и пленные, приносимые в жертву должны были умереть "смертью цветов".
Цветы, плоды и изделия из золота, которое считалось металлом солнечного происхождения, подносили своему богу солнца и огня Курикавери мексиканские тараски. В жертву ему приносились также животные и пленные.
В мифах гуронов повествуется о соперничестве близнецов-антагонистов, Иоскехи и Тавискароне. Иоскеха - символ весны - вооруженный рогами оленя, одерживает победу над Тавискароном, оружием которому служит... побег дикой розы. Во время бегства, теряющего кровь Тавискарона, капли его крови превращаются в кремни, а из останков тела возникают Скалистые горы.
Использованные материалы:
- Мифология. Большой энциклопедический словарь;
- Ганс Бидерманн. Энциклопедия символов;
- Исида Эйтиро. Мать Мамотаро;
- Агнес Карр Вогэн. Этруски;
- Мифы народов мира, т. II.