Трехцветный вьюнокЗападный цветочный календарь (окончание). Символ августа - алый мак  служил символом плодородия из-за множества семян, заключенных в семенной коробочке. Поэтому он являлся атрибутом Геры (Юноны) - богини плодородия и супружества. Храм и статуя богини  на острове Самос украшались маковыми головками мака. С маком в руке всегда изображалась богиня жатвы - Церера (Деметра). Ее статуи украшались венками, сплетенными из пшеницы и маков. Часто саму богиню называли Меконой (от греческого mecon, makon - мак). Мак был атрибутом бога сна Гипноса.

 

Вьюнок, символ сентября - цветок светолюбивый, он не растет в тени других растений. Символика полевого вьюнка -  покорность, умиротворение, смирение. Вьюнок трехцветный означает кокетство, игривое настроение. А в целом с вьюнками соотносятся  красота, легкомыслие, любопытство, болтливость, кокетство и лесть. Последнее по той причине, что преследуя свою цель - забраться повыше к солнечному свету, вьюнок "льстиво" обвивая стебель другого растения или ствол дерева. Благодаря своей целеустремленности и настойчивости  вьюнок стал также символом уверенности, цепкости, жизненного роста.  Перемолотые а порошок семена, добавленные в чай, обладали галлюциногенным действием. Подобным действием обладал и алкогольный напиток из мёда, собранного пчёлами с цветов вьюнка. Чашу с вином, которую держит в руках Дионис, называют "чашей вьюнка" (греч. helix — "вьюнок").

Три цветка последних трех месяцев года  это - хмель  символ октября и плодородия,  развития, молодого буйства и любви. Октябрь был месяцем свадеб, и изображение листьев и шишек хмеля использовалось в свадебной обрядности. Хризантема была символом ноября и, в отличие от восточной традиции, была символом смерти и погребения. А символом последнего месяца года западного цветочного календаря был  падуб - "священное дерево", ассоциировавшееся как с Рождеством, так и с Распятием. В Древнем Риме падуб был посвящен Сатурну  и служил символом здоровья и счастья во время сатурналий (17-23 декабря). Ранние христиане выбрали падуб в качестве декоративного элемента для празднования Рождества. Считалось, что Христос во время пришествия будет нести на голове венок падуба. В искусстве листья падуба  символизировали терновый венец, а красные ягоды - кровь.

Все легенды и предания о цветах и верования в их чудесные целебные свойства говорят о том, какое значение для людей имели эти нежные, красочные и ароматные создания природы, и какое место они занимали в их жизни.  Цветы стали символами любви, красоты, смерти, рождения новой жизни и даже бессмертия, что как будто вступает в противоречие с символикой смерти, присущей многим цветам.  Однако  мифы доносят до нас  веру в бессмертие, заключенное в таинственном цветке. Возможно, основанием для нее послужили наблюдения за амарантом и бессмертником?

Амарант (греч. "amarantos") означает "неувядающий". Из-за долговременного периода цветения амарант считался цветком бессмертия. В греко-римской культуре амарант широко использовался на изображениях богов и для украшения могил спасателей-героев, символизируя исцеление и загробную жизнь. Амарант был хорошо известен еще древнейшим цивилизациям инков и ацтеков. Они называли это растение «источником чудодейственной силы» и «пищей Богов». Средневековая инквизиция объявила его дьявольским растением и под страхом смерти запретила выращивать.

Бессмертник - цветок, получивший такое название по той причине, что не изменяет своего цвета и формы будучи сорванным и высушенным.

Цветок бессмертия в мифологических представлениях  связывался с надеждой обретения человеком вечной жизни, однако его всегда крала у человека Луна или змея. По мифу этнически некитайской народности кава, проживающей а юго-западном Китае, "давным-давно Луна украла цветок бессмертия, и небесный пес с тех пор преследует ее, пытаясь вернуть цветок на место. Он откусывает кусочки от Луны, а она прячется от него. Это происходит во время затмения. Затем Луна восстанавливает свое сияние, пользуясь целительной силой цветка".

Шумерский миф повествует о путешествии, предпринятом  правителем г. Урука Гильгамешем в поисках рецепта бессмертия, к спасшемуся после потопа Ут-Напишти, которому боги даровали бессмертие.   Уступая просьбам жены, Ут-Напишти  раскрывает герою тайну цветка вечной молодости: "Я открою Гильгамеш, сокровенное слово,  И тайну цветка тебе расскажу я:  Этот цветок – как терн на дне моря, Шипы его, как у розы, твою руку уколют.  Если этот цветок твоя рука достанет, - / Будешь всегда молод".

Герой добывает цветок вечной юности, но на первом же привале на пути в Урук, когда он совершает омовение в водоеме, цветок утаскивает выползшая из своей норы змея. С отчаянием видит Гильгамеш, так и не вкусивший от цветка молодости, как уползает к себе в нору омолодившаяся, сбросившая свою кожу змея: "По щекам его побежали слезы;  Обращается к кормчему Уршанаби:  "Для кого же, Уршанаби, трудились руки?  Для кого же кровью истекает сердце?".  Этот и подобные ему мифы или сказания объясняют почему уделом человека остается смерть, а бессмертие принадлежит только богам.
 

Использованные материалы:

  1. Джон Фоли. Энциклопедия знаков и символов;
  2. Эдвин К. Крапп. Астрономия. Легенды и предания;
  3. Г.В. Синило. Древние литературы Ближнего Востока и мир Танаха (Ветхого Завета).