Цветы и бабочки своей многоцветной красотой и хрупкостью всегда поражали человеческое воображение. Многообразие окрасок, перелив нежнейших оттенков и самая различная форма ставят цветы в первый ряд поразительных по красоте творений природы. Сложный и долгий путь эволюционного развития прошли цветы, из которых сегодня мы составляем букеты. Их размеры могут варьироваться от крошечного - диаметром всего около 1 мм, до гигантского – таким предстает цветок раффлезии Арнольда, достигающий в диаметре 91 см и весящий около 11 кг! Мы видим их растущими на земле, на воде, в воздухе. Одни из них любят солнечный свет и тянутся к нему, другие скромно предпочитают тень, третьи заболоченные места. Встречаются среди этих красивых созданий и безжалостные убийцы, и удивительные лекари. Неудивительно, что с древнейших времен цветы привлекали к себе внимание человека. Об их происхождении слагались легенды, с ними были связаны многочисленные поверья, их образ использовался как метафора быстролетной юности и мимолетной красоты, как символ земли, раскинувшейся на водах, или символ лучистого солнца.
В мифологическом плане раннее появление весенних цветов связывало их с представлениями о детстве и юности, их увядание под набирающими силу солнечными лучами, с безвременной смертью. Греки и римляне на всех своих праздниках всегда носили венки из цветов. В русской обрядности венки украшали девиц в праздничных хороводах. С помощью венков, бросая их в проточную в воду, гадали о сроке жизни: утонувший венок был плохим знаком, считалось, что его владелица умрет в течение года. Во многих традициях цветы использовались в похоронной и погребальной обрядности: усопших и их могилы осыпали цветами. Сколь древна эта традиция можно видеть на примере неандертальского захоронения в пещере Шанидар (см. Загробный мир. Часть1) А. Голан пишет, что "цветы, будучи плодами земли, в символике неолита были связаны с культом божества земли. В Древней Греции на празднествах водили в процессии быка, украшенного цветами, а в Древнем Египте – барана, украшенного цветами".
Древнегреческий бог загробного мира Аид превратил нимфу Менту в цветок мяты. И Персефона была похищена им же в тот момент, когда с подругами собирала первые весенние цветы на лужайке. Соотнесенность цветов со смертью и божеством загробного мира послужила основой для создания разнообразных примет. Одно из самых распространенный верований - это то, цветок или иное растение рацветшие в неподходящее для этого время, предвещают несчастье, возможно, смерть. Знаком грядущей смерти были любые белые цветы с опущенными вниз головками, например, подснежники, или цветы с сильным запахом, внесенные в дом. Считалось, что в некоторых из них "могут обитать души умерших".
Сон с белыми цветами или неестественное появление белого лепестка в цветке другого цвета тоже были предвестниками смерти. "Схожее верование запрещает поднимать найденные на дороге засохшие цветы, ибо содержащаяся в них смерть заразна". Считалось, что цветы с желтыми лепестками предохраняют от колдовства. Красный цвет считался счастливым, потому что был цветом крови и символизировал жизнь. По всей Англии распространено предубеждение против того, чтобы "смешанные из красных и белых цветов букеты приносили в больницу. Это означало бы принести смерть в больничный корпус, причем необязательно тому больному, для кого букет предназначался"
«Со временем цветок благодаря своей форме превратился в образ «Центра» и, как следствие, в архетипический образ души». «Цветками земли» называли метеориты алхимики, «для них цветок был символом работы солнца». Седьмой из китайских «Восьми Бессмертных» Лань Цай-хэ обычно изображался одетым в голубое и держащим корзину с цветами. «Золотой цветок» был знаменитым знаком в китайской мистике. В даосизме растущий из темени головы духовный «золотой цветок» является символом высшего мистического просветления. Этот несуществующий цветок часто упоминался также алхимиками, «иногда его называли «сапфирно-голубым цветком Гермафродита».
Символика цветка зависела и от его цвета. Желтые или оранжевые цветки соотносились с солнцем, красные – с кровью и страстью, белые – с невинностью, чистотой, но также и со смертью. Иногда цветы воспринимались не как символ невинности, но напротив, как символ эротики, как, например, цветок нитке (плумерия) у майя или роза в средневековом «Романе о розе». В христианской символике цветы есть признак непостоянства любой земной красоты, которая может быть долговечной лишь в небесных садах. «С этим связан старый обычай копать могилы в садах или сажать на них цветы».
Использованные материалы:
- Голан А. Миф и символ. Черный бог;
- Кристина Хоул. Энциклопедия примет и суеверий;
- Керлот Х.Э. Словарь символов.