C помощью букета цветов можно было передать различные чувстваЦветочная символика стала основой «языка цветов». Каждый цветок имел свое значение и служил средством передачи любовных посланий. В некоторых странах цветы представляли собой сложный язык. Примечательным примером служит "Селам", язык цветов, которым пользовались в турецких гаремах. Он был введен в Европе шведским королем Карлом XII. Через несколько лет этот язык появился и в Англии, после того, как писательница Уортли Монтегю, посетив Турцию, изучила как при помощи правильно составленного букета выразить самые разные чувства - от привязанности и дружбы до неприязни и ненависти.

В цветочном послании были важны такие детали, как были ли цветы преподнесены соцветиями вверх или вниз, были ли убраны шипы или листья, и находились ли они в правой или левой руке. Даже наклон руки имел свой смысл: наклон вправо означал утвердительный ответ, влево - отрицательный. Также было важно куда поместит цветок принимающий его: если в прическу, то это означало предостережение, если у сердца - любовь. Большая часть этого цветочного языка была утеряна и в настоящее время крайне редко можно ожидать понимания того, что сказано цветами и получить ответ.

 

Вот несколько примеров цветочного языка: желтая акация означала, что любовь ушла, анемон - хрупкость, анютины глазки - думай обо мне, астра означала  уходящую красоту, амарант - бессмертие, багряник - недоверие, барвинок малый - светлое воспоминание, бессмертник - неизменная память, венерин башмачок давал знать о непостоянной красоте, водяная лилия о чистоте сердца, вьюнок  означал  покорность, гвоздика - непорочность, георгин - достоинство и элегантность. Особенно многозначным был цветок герани: желтая герань - трезвый рассудок, светло-коричневая - встречусь с вами, розовая - предпочтение, пурпурная - утешение. Гелиотроп означал преданность, гиацинт - игру, гортензия - бессердечие, душистый горошек - расставание, лаванда - признание, ландыш - возвращение счастья, лилия  "признавалась" в скромности, лотос означал  ушедшую любовь, лютик - печаль, магнолия - физическую любовь, маргаритка - невинность, мята - целомудрие, а мята болотная давала сигнал "спасайся!".

Мятлик луговой означал - мои лучшие дни прошли, цветок наперстянки - я стремлюсь к вам, нарцисс сулил  обманчивые надежды, незабудка признавалась в  истинной любви, ноготки означали  беспокойство, одуванчик - непреложную  истину, олеандр предупреждал - остерегайся! Опунция означала насмешку, орхидея - красавицу, первоцвет - юность, пижма - сопротивление, пион - хвастовство, подсолнечник - фальшивое богатство, резеда - исключительность, репейник - признательность, розмарин - воспоминание, подарок на память, салат-латук - ледяное сердце, сирень - первое чувство любви, тюльпан - выражение любви, флокс - мы едины, хризантема - приветливость.

Фиалка и роза, как и герань были многозначны: фиалка синяя означала скромность, белая - искренность, а желтая - сельское счастье.  Роза австрийская несла послание, смысл которого был "с большой любовью", дамасская означала застенчивую любовь, белая роза тихую печаль, желтая - неверность, а роза-эглантерия - поэзию.

"Язык цветов"  в буквальном смысле  использует буддистский миф, уверяя в том, что с каждым словом Просветленного с неба падает цветок. Согласно легенде Будда проповедовал у подножия Горы Коршунов в Центральной Индии. В китайской секте чань и в японском дзэн-буддизме считается, что именно на вершине этой горы Будда осуществил первую бессловесную передачу чаньского учения, так называемую "цветочную проповедь". Согласно легенде, ему явился бог Брахма, протянул цветок и попросил  произнести проповедь. Будда принял цветок, повертел его в пальцах, но не произнес ни слова. Никто из присутствующих не понял смысла этой проповеди, кроме Кашьяпы, который при этом слегка улыбнулся: он и унаследовал от него чаньское учение. Сам Будда часто изображался сидящим на лотосе.

В тибетском Ганджур-Данджуре (собрании тибетских канонических буддийских текстов, переведенных с санскрита) началом для создания стихийного мира послужил цветок, из сердцевины которого творец создал воздух. На ламаистских жертвенниках постоянно находятся меняющиеся каждый день приношения от стихий: вода, как жертва морей, семена – подношение от земли, благовония — от воздуха, лампада — от огня, опресноки — от человека и музыкальное орудие — от всего мира. Однако есть предметы, считающиеся неприкосновенными и среди них таинственный цветок – эмблема западного рая Сукхавати. 

Использованные материалы:

  1. Джон Доли. Энциклопедия знаков и символов;
  2. Энциклопедия мистических терминов.