Растения
Растения в мифологии
Растения в мифологии
Чаще всего мухомор использовали в сушеном виде. Грибы заготавливали впрок, высушивая их на утреннем солнце и нанизывая по три штуки на нитку. При употреблении отрывали маленькие кусочки, тщательно пережевывали и глотали, запивая водой. Затем наступало опьянение, которое по описанию В.Г.Богораза выражалось в трех стадиях: приятное возбуждение, беспричинное веселье, ощущение ловкости и возрастания физической силы. Следующая стадия опьянения выражалась в появлении видений, встрече с духами, люди слышат голоса, «реальность для них приобретает иное измерение». Однако на этой стадии люди все еще не порывают связи с действительностью, могут осмысленно отвечать на вопросы.
По представлениям индейцев телламук, проживающих на тихоокеанском побережье Америки, древесные грибы – это плоть Дикой Женщины, которую убивает ее внук-енот и уносит ее труп на своих плечах. Проходя под поваленными деревьями, он замечает, что его ноша становится с каждым разом все легче, пока не исчезает совсем: «плоть Дикой Женщины остается на стволах в виде грибов».
На Юго-Востоке Америки индейцы алабама связывают происхождение древесных грибов с людоедкой: человек рубит людоедку на части, при этом ее сердце бросает о ствол дерева. Оно превращается в древесный гриб, а кишки людоедки - в лианы. У индейцев коасати существует похожий миф о людоедке, которой отрезали голову и разрубили тело на части. Но каждый раз ее члены срастались, Сердце людоедки, брошенное о дерево, стало древесным грибом.
Духи чаще всего изображены в виде обнаженных или полуобнаженных женщин с грибами на головах; реже встречаются мужские антропоморфные фигуры. В мифологии коряков Эмемкут, сын Великого Ворона Кутха, восхищенный красотой мухомора, сделал его девушкой. По другим версиям, так же корякского происхождения, в мухомор превратилась одна женщина, обидевшись на своего мужа. Женщина собрала своих детей и они все вместе ушли под землю.
В ительменских сказках рассказывается о мухоморных девушках, соблазняющих и уводящих охотников. «Девушек-мухоморов описывают как соблазнительниц, имеющих красивое лицо и стройное тело. У них длинные густые волосы, часто рыжего, огненного цвета, но встречаются и белокурые, золотые, черные. В последнем случае обычно добавляют, что девушки-мухоморы носят красные шапочки, под цвет шляпки гриба. Девушки имеют небольшой рост (до 150 см), пышную грудь и, как правило, ходят обнаженными».
Тан-Богораз утверждал, что коряки были единственным дальневосточным племенем продолжавшим употреблять мухоморы вплоть до конца XIX века. Российский путешественник и ученый Я. Линденау писал, что «наевшись мухомора – Wapach, корякские шаманы начинали предсказывать будущее. Другие же едят его потому, что от этого пьянеют».
Коряки сушили грибы на солнце и ели целиком, либо делали экстракт на воде, оленьем молоке или соке некоторых ягод. Когда грибы ели целиком, их сначала поручали разжевать женщинам, затем эту влажную массу глотал мужчина. Само знание о галлюциногенных свойствах этого гриба тоже приписывалось женщине: это она заметила, что олени пьянели от грибов.
Возможно, самым главным качеством сомы, являлось целительство. Его целительные свойства обобщены в следующих строчках: «Этот Сома – бог; он лечит / Самые тяжелые болезни, которые переносит человек. / Он исцеляет больных, ободряет печальных, / Придает силу слабым, разгоняя их страхи». В гимне Ригведы (VIII, 48, 1) сказано: «Я приобщился к сладостному напитку жизни». Последующие строки гимна показывают конечную цель, которой достигает выпивший этот напиток: «Мы выпили сому, мы стали бессмертными, / Мы пришли к свету, мы нашли богов. Что может нам сделать теперь недоброжелательность И что – злоба смертного, о бессмертный?».
По мнению американского ученого Р.Г. Уоссона, сома «Ригведы» не что иное, как мухомор. Многие ведийские гимны действительно «нередко наделяют сому эпитетами, сходными с «обликом» мухомора: сома описывается как растение без листьев, цветов, плодов и корней, но имеющее стебель и «шапку» (дословно — «голову») подобно одному глазу».
Сома, «крылатый буйвол», выступает как дитя Парджаньи, бога дождя, грома и молнии, «зародыш Паджры», по-видимому, земли (Рв IX, 82, 3). «Красное дитя Неба», Сома возрастает на земле, его небесное происхождение и посредничество между Небом и Землей подчеркивается в гимне: «На небе твоя высшая (пуповина), которая скреплена с (земной) пуповиной. На спине земли растут твои пальцы» (Рв.IX, 79,4) Уместно заметить, что в некоторых традициях грибы и белемниты называются «чертовыми пальцами».
Менады тоже, по мнению Р. Грейвса, использовали грибы для приведения себя в трансовое состояние, но предпочитаемый ими гриб, был, вероятно, amanitamuscaria, оказывавший на психику белее жесткое воздействие. Вкусив этой поганки, менады в исступлении начинали отождествлять себя с дикими зверями и носились по лесам и долам, разрывая на куски подвернувшуюся им жертву.
Однако никаких свидетельств, указывающих хотя бы косвенно на агрессивный характер поведения участников Элевсинских мистерий нет, что позволяет Р. Грейвсу заключить, что гриб, который возможно, использовался в Элевсинских мистериях, представлял собой поганку panaeoluspapilionaceus «более мягкую и погружающую в более глубокий транс». Более того, автор считает, что употребление этого гриба было неотъемлемой частью всех мистерий, что его «ели адепты во время элевсинских, самофракийских, критских мистерий и становились вровень с богами способностью к трансцедентным видениям».
На одном изображена сцена передачи Деметрой «колосьев со спорыньей Триптолему, восседающему на двукрылой колеснице и держащему в одной руке чашу, а в другой характерный посох с шишкообразным навершием». Внимание привлекает одеяние Деметры – оно покрыто «гвоздиками», в то время как на «других сходных изображениях этим «гвоздикам» соответствуют мотивы грибов, фаллосов, может быть, алабастров, воспроизводящих ту же форму, особого рода крестиков».
На другом кратере изображен Триптолем с посохом и чашей, два колоса в его волосах напоминают рожки. Его колесница запряжена двумя змеями и готова к взлету, Деметра с колосьями наливает вино в его чашу. В пору своей молодости Деметра сочеталась на трижды вспаханном поле с Иасием или Иасионом и родила дитя – Плутоса.
Некоторые виды рода Claviceps могут заражать большое число диких злаков, произрастающих в Греции, но рожь древние греки не ели, так как считали ее «черным зловонным товаром из Фракии и Македонии». Другое дело – ячмень. Из него делали пиво и древние греки почитали малоазийского пивного бога Сабазия и сменившего его в этом качестве Диониса.
В тайных ритуалах древних греков, известных под названием Элевсинских мистерий, использовался ячмень и по утверждению некоторых современных ученых эти ритуалы проходили под воздействием интоксикации, вызываемой грибком, которым были заражены зерна ячменя.
Наиболее печальную славу получили грибки, поражающие злаковые культуры. Такими грибками-вредителями являются ржавчинные, головневые грибы и сумчатый гриб Сlaviceps purpurea, вызывающий заболевание злака, известное под названием спорыньи. Заболеванию этому больше всего подвержена рожь, но зачастую в роли жертвы выступает и ячмень.