Растения
Растения в мифологии
Растения в мифологии
Hа осинy охотно "пеpеносили" болезни. С этой целью при лихорадке можно было приколотить прядь волос к осине, приговаривая: «Осина, осина, прошу тебя, дрожи и трепещи вместо меня». Другой способ состоял в том, чтобы прсверлить отверстие в стволе, вложить в него срез ногтя больного и тщательно заделать. По мере зарастания поврежденного места корой уходила и лихорадка. По этой причине осина использовалась знахарями в обрядах исцеления.
Именно эта примета легла в основу народных поверий, связанных с осиной, как с деревом-берегом, непрерывно «забирающем» любую боль и неприятность от человека и поэтому находящемся в постоянном движении. Кроме того, этому дереву, также благодаря тому, что оно все время было «в движении», приписывалась бдительность, и в старину осину охотно высаживали около жилья, считая, что она отгоняет злых духов. В ночь наканyне Юpьева дня и кyпальскyю ночь с помощью осиновых веток, воткнyтых в стены хлева, в воpота, в саpаи, обеpегали скот от ведьм, отбиpающих y них молоко. Существовало много приемов с использованием осиновых ветвей или поленьев для защиты домашнего скота от вредоносных сил, для предохранения коровьего молока от порчи и пр.
Согласно дpyгой легенде, Бог создал овцy, а дьявол - козy . Желая похвастаться своим успехом, дьявол потащил козу к Богу за хвост. По доpоге коза выpвалась y дьявола и спpяталась за ольхy. С тех поp y коз нет хвоста, а коpа ольхи от кpови козы стала кpасной. Верили, что ольха оберегает поля от непогоды, и ее ветки втыкали по краям поля. Кроме того, считалось, что вода, которая омывает корни ольхи, предохраняет от многих недугов.
В саамской мифологии известен образ Лейб-ольмая («ольховый человек»), от которого зависела охота и промысел.
Красный цвет соотносится не только с цветом крови, но и с огнем, и «в первую очередь ольха – огненное дерево, которое имеет власть защитить землю от воды, и ольховая ветка, благодаря которой Бран был узнан в CâdGoddeu, - это знак воскрешения, ибо почки на ней расположены в виде спирали». В ирландской «Песне лесных деревьев» ольха описана как «самая воинственная колдунья из всех, как дерево – самое горячее в битве. Жечь ольху, так же как иву, тополь и орех, считалось нечестивым, хотя древесный уголь из ольхи высоко ценился кузнецами и оружейниками. Однако рубка ольхи не поощрялась, а в сельских районах Ирландии «за рубку священной ольхи» можно было «поплатиться сожженным домом».
Ольха черная, Alnus glutinosa, распространена в долинах и предгорьях по всей Европе, в средней и южной России, и поднимается высоко в горы. Отличительной особенностью этого вида ольхи является ее произрастание на мокрых почвах с застаивающейся водой, так называемых черноольховых трясинах, а вот на сухих почвах черная ольха развивается медленно, кустится и рано засыхает.
Родная «сестра» ольхи черной - ольха серая, или белая, Ело́ха - лат. Alnus incana, эпитет которой - incana означает «седоватая». В отличие от ольхи черной, вырастающей в довольно высокое дерево (20-25 м.) дерево, белая никогда не достигает крупных размеров, оставаясь кустарником и образуя обширные заросли, называемые ольшаниками, или ольховниками. Примечательными особенностями ольхи являются ее «привязанность» к воде и, соответственно, устойчивость к влаге, красный цвет древесины, вызывающий ассоциацию с кровоточащим телом, появление сережек раньше листьев весной, и не изменяющийся с наступлением осени цвет листьев, которые даже опадая остаются зелеными.
Воды источника у аркадского города Кинефа, над которым рос платан, считались целебными и помогали укушенному бешеной собакой. Назывался этот источник Алиссон (Исцеляющий бешенство). Еще один знаменитый источник с растущим над ним платаном находился в Коринфике, в Лерне. Это был источник Амимоны, а под платаном, «как говорят, выросла знаменитая гидра». Еще один удивительный источник, связанный с платаном, находился в Мессении под горой Мафией: его воды вытекали из дупла «широковетвистого платана», по этой причине сам источник назывался Платанистон (Платановая роща).
Отслаивание коры делает платан похожим на змею, сбрасывающей свою шкурку. Светлый, гладкий ствол дерева, сбросившего старую кору, смотрится очень красиво и оставляет впечатление возвышенной чистоты. Не случайно платан был священным деревом богини на Крите и в Спарте, к тому же «его листья напоминали зеленую ладонь с пальцами, вытянутыми для благословения». В литературе есть указания, что в Эгейском море на острове Кос рос платан в возрасте 2300 лет со стволом окружностью 18 метров.
Украинцы объясняют наросты на стволе липы тем, что она «все принимает на себя», в том числе и проклятия, которые жены посылают своим мужьям. Естественно, что ветвями липы, вбирающей в себя такую негативную энергию, нельзя бить скот - сдохнет.
В прибалтийских землях липа была окружена почетом. Эстонцы считали ее святым деревом. С молодых деревьев запрещалось снимать кору. Липа изображена на гербе латвийского города Лиепая.
В северном умеренном поясе липа представлена приблизительно 60 видами и пользовалась широкой известностью у немецкоязычных народов. У германцев она посвящалась богине Фрейе, считалась защитой от молнии и служила отличительным знаком местного судопроизводства. В геральдике липа часто представлена стилизованными сердцеобразными листьями. Гербовая фигура «Крест липового листа» имеет форму серпообразно изогнутых веток липы. Липовые листья изображались также на щите или служили украшением на шлеме в ландграфствах Тюрингии и Гессена.
В мифологических представлениях западных и восточных славян в клен (явор) был по заклятию превращен человек. Такое верование указывает на сохраняющиеся тотемические черты в представлениях о клене. По этой причине кленовое дерево-человек не используют на дрова, не делают из него гроб («грешно гноить в земле живого человека") и т.д. В похоронной причети часто обращаются к умершему, называя его «мой явор», «мой сыночек, мой же ты яворочек».
Ветви клена использовались славянами в календарной обрядности. На Тpоицy, в день Божьего Тела и в другие праздники ветками клена украшали дома, воpота. В Белоруссии суббота перед Троицей называлась «кленовой». Представлялось, что в ветвях клена прячутся души умерших. По сербским поверьям клен зазеленеет, если его ствол обнимет невинно осужденный, если же к зеленеющему весной клену прикоснется несчастливый или обиженный человек дерево засохнет.