Растения
Растения в мифологии
Растения в мифологии
Акации «приписывалась способность исчислять срок жизни и смерти человека и исцелять от недугов. Это дерево часто олицетворяла богиня Хатхор, порой оно служило женским дополнением бога Атума».
В мифе о Горе Бехдетском Крылатом диске сказано, что «нос ладьи Ра был из пальмового дерева, а корма из акации». Разгромив врагов и Сета, Гор взошел на эту ладью и отплыл. Ра нарекает это Ладью именем, которое не сохранилось в тексте, но значение этой Ладьи было велико, ибо: "так она называется с того дня и по нынешний, и с того дня по нынешний чтится в крае память об этом".
Акация была символом бессмертия и, поскольку ее листья напоминают языки пламени, «полагали, что именно это растение «зажглось, но не горело», когда Ангел обратился к Моисею. Р. Грейвс добавляет, что «важнейшее теологическое значение» имело то обстоятельство, что Бог объявляет Моисею: «Я есмь Сущий», «из акации, а не из другого дерева, потому что это есть определение его божественной сущности».
Акация была деревом первого дня недели, и обратившись из этого дерева, Иегова «открыл себя как бог меноры, вездесущий небесный бог». Более ранний Иегова назвал себя в Хевроне из терпентина, но явление его из терпентина на этот раз, «означало бы, что он объявляет себя как Бел или Мардук, бог четверга и седьмого месяца, как арамейский Юпитер или пеонийский Аполлон».
По легенде все деревья, услышав о том, что Христа собираются распять, договорились между собой, что не позволят использовать свои стволы для изготовления креста. И когда топор коснулся их, они раскололись на тысячи кусочков. Только падуб остался цел и позволил изготовить из себя орудие страстей Господних.
Во времена Иисуса еврейская буква «Tav», последняя буква алфавита, имела вид греческой буквы «Tau». Как известно, кресты, на которых древние римляне распинали преступников, имели вид буквы «tau». По этому поводу Лукиан пишет в «Суде гласных букв»: «Люди оплакивают свою судьбу и на чем свет клянут Кадма за то, что он ввел «Tau» в семью букв; они говорят, будто ее форму титаны приняли за образец, ее вид копировали, когда ставили столбы, на которых распинали людей. Stauros называется отвратительное сооружение, и от «Tau» оно получило свое отвратительно название».
Холле, как вселенская матушка, покровительствовала новорожденным и должна была присваивать им имена, что являлось символическим вселением души в ребенка. Пережиток этого представления сохранился в Германии, когда на церемонии крещения все хором восклицают: «Холлекрайш! Холлекрайш! Как будут звать этого ребенка?». Потом следует ответ: «Холле! Холле! Этого ребенка будут звать так-то!».
Красный дуб был вечнозеленым близнецом обыкновенного дуба, и «его классические греческие названия – prinos и hysge – сегодня используются и для падуба. У него колючие листья, и на нем кормятся красные насекомые, похожие на ягоды (когда-то их считали его плодами); из насекомых этих в древности приготовляли царский пурпур и возбуждающий элексир». Падуб всегда рос на Британских островах и в зимнее время, когда дуб, сбросив листву, погружался в сон, падуб, его младший брат, выступал на первый план. Красный дуб появился в Британии лишь в 16 в, и неудивительно, что в алфавите деревьев он был вытеснен привычным падубом.
С цветением черемухи у телеутов был связан обряд прокалывания ушных мочек детей: «Ушные мочки протыкают для серег в первые весенние месяцы, когда реки разливаются и у черемухи наливаются почки; если ко времени появления на свет ребенка черемуха успеет отцвести, операцию прокалывания откладывают до следующей весны; утверждают, что в противном случае у ребенка уши будут болеть».
Результаты археологических раскопок свидетельствуют о том, что плоды черёмухи использовались человеком еще в палеолите. Зрелые плоды едят свежими, а порошок из сушеных плодов используют в качестве начинки. Цветки, плоды и кору черемухи используют в лечебных целях.
Черемуха растет только там, где к поверхности близко подходят грунтовые воды - по берегам рек и озер, по оврагам и опушкам. Листья черемухи выделяют в воздух особые вещества, убивающие микробов и оздоровляющие атмосферу. Летучие фитонциды черёмухи обыкновенной в первые же минуты убивают мух, комаров, слепней, мошек.
В саге «Плавание Брана» потусторонняя страна Эмайн лежит далеко за морем и достигнуть ее можно плывя на стеклянной ладье. Это - заморская страна Юности. Люди там живут без скорби, без печали, без смерти, без болезней, без дряхлости. Там растут деревья с ветвями из белого серебра, на которых висят чудесные хрустальные яблоки. Там длится вечный пир и раздается сладкая музыка.
Однако в изобразительном искусстве гораздо полнее представлена связь сикоморы с осирическим культом. Именно сикомора фигурировала в обряде возложения изображения бога на ветви дерева на ритуальном празднике пахоты и сева, «уподобляя пребывание его во чреве матери. Осирис на сикоморе ассоциировался c зернами, скрытыми в земле, а сикомора принимала на себя функции богини-матери». В более позднее время этот ритуал – празднество в честь священной ветви – совершался в гробнице Осириса в Абатоне, где «сикомора представлена в образе Нут и названа матерью Осириса, которая была призвана омолодить его душу в ветвях священного дерева».
Египетская сикомора является разновидностью фигового дерева (сикомор античный), приносящего плоды. Листья этого дерева носили в качестве амулета для привлечения успеха и благополучия. Один из старейших центров культа этого дерева в Египте находился недалеко от Мемфиса и был посвящен Хатхор, богине сикоморы. Ее культ был распространен в окрестностях Мемфиса и некрополя в Гизе. Древняя сикомора считалась местным фетишем и символом самой богини. Уже в изречении «Текста пирамид» встречается обращение к «мировой сикоморе» как к молодой женщине.
В пояснении из Туринского папируса сказано, что «Сикомора (сикоморея или сикамин) - тутовое дерево, шелковица Morus nigra, - священное дерево богини Хатхор и бога Нуфртема (Нефертума), символизировавшее Небесное Дерево». Некоторые источники называют сикомору платаном, однако в Древнем Египте символику возрождения к жизни несли те деревья, "которые имели сладкие плоды".