Сикомора в мифологииСикомора – древо жизни египетской мифологии.   Древние египтяне поклонялись сикоморе как священному дереву и воплощению Хатхор и небесной богини Нут, «которая охраняла мертвого Осириса, а потом восстановила его душу среди ветвей дерева».

Египетская сикомора является разновидностью фигового дерева (сикомор античный), приносящего плоды. Листья этого дерева носили в качестве амулета для привлечения успеха и благополучия. Один из старейших центров культа этого дерева в Египте находился недалеко от Мемфиса и был посвящен Хатхор, богине сикоморы. Ее культ был распространен в окрестностях Мемфиса и некрополя в Гизе. Древняя сикомора считалась местным фетишем и символом самой богини. Уже в изречении «Текста пирамид» встречается обращение к «мировой сикоморе» как к молодой женщине.

В пояснении из Туринского папируса сказано, что «Сикомора (сикоморея или сикамин) - тутовое дерево, шелковица Morus nigra, - священное дерево богини Хатхор и бога Нуфртема (Нефертума), символизировавшее Небесное Дерево». Некоторые источники называют сикомору платаном, однако в Древнем Египте символику возрождения к жизни несли те деревья, "которые имели сладкие плоды".

 

 

«Древняя сикомора как прообраз священного дерева встречается и в виде обуглившихся остатков ветвей или ствола, лишенного сердцевины, и головы, лежащей в руке, однако в этом образе она предстает довольно редко. В ряде изображений содержится намек на ее первообраз и связь с огнем, когда молния превратила цветущее дерево в обуглившийся остов.  И в этой ипостаси сикомора объединена с богиней Хатхор, выходящей из ее обуглившегося ствола и орошающей землю. Уже тогда она представлялась в образе дерева, которое существовало изначально, доросло до колоссальных размеров, так что корни его погрузились в первозданную водную стихию nvn, а вершина достигла неба».

Хатхор питает человека соком сикоморыХатхор  считалась божественной покровительницей и защитницей фараонов, которых она в образе коровы выкармливала в зарослях папируса своим молоком. Защитные  функции Хатхор «связаны с символикой самого дерева сикоморы, название которой – nh · t – означает «защита» или, в буквальном смысле «защитная тень».

С сикоморой была связана и богиня неба Нут, которая совершает одинаковые действия с Хатхор в композициях со священной сикоморой: обе богини возливают  струи воды на покойного и приносят ему священные плоды. «Так в образе сикоморы устанавливается цепь архетипов: дерево – женщина – вода – небо».

Связана сикомора и с солнечным культом. В «Книге мертвых» говорится о прохождении солнцем его пути на восток через две сикоморы. Там же приглашение умершему, чтобы он «в виде птицы спустился на прекрасную сикомору с плодами жизни, тот кто находится на ней становится богом. … умершему открывается великая тайна – он произошел от Ра». Под сикоморой бог солнца Ра в образе рыжего кота ножом отрезает змею голову.  

 

Использованные материалы:

  1. Э. Уоллис Бадж. Легенды о египетских богах;
  2. М.Э. Матье. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта.
  3. Н.А. Померанцева. Эстетические основы искусства Древнего Египта;
  4. Древнеегипетская книга мертвых. Слово Устремленного к свету.