ГранатДеревья граната высаживались на могилах героев. На могиле Менекея, сына Креонта, добровольно убившего себя по предсказанию из Дельф, выросло гранатовое дерево. Описывая могилу Менекея, Павсаний добавляет: «Если у зрелого плода разорвать наружную кожицу, то внутри можно найти (жидкость), вполне напоминающую кровь". Считалось, что на гранатовых деревьях обитают нимфы – ройяды.

У христиан гранат является символом церкви: его зерна, заключенные в твердую и прочную оболочку, обозначают единство церкви, красный сок граната олицетворяет кровь Иисуса Христа, а мякоть – его тело. «Этот мощный символ, - пишет Б. Уокер, - был ассимилирован в образ Христа Бедой Достопочтенным и Кассидором, которые настаивали, что метафорически маточная кровь принадлежала именно ему. "Там, где льется столь драгоценный и благоуханный сок, следует прочувствовать внутренние страдания Спасителя, чтобы до конца понять беспредельные душевные муки Бога, чья кровь течет для всего человечества"».  В заключение этой цитаты Барбара Уокер добавляет: «Однако никакой витиеватый стиль не может скрыть того факта, что при рождении людей кровь проливает женщина».

 

 

В христианском искусстве гранат выступает символом бессмертия и воскрешения. Красный сок граната стал символом крови мучеников. Поскольку кожица у граната жесткая, а сок внутри сладок, этот плод тем самым может символизировать внешне строгого, но внутренне доброго духовного пастыря.  Надтреснутый плод граната стал символом устремления к благотворительности и милосердию, вознаграждаемым щедрым подаянием за проявление сострадательной любви (лат. caritas). Такое же название - Caritas - носит орден сострадательных братьев – международная организация, оказывающая помощь бедным.

В древнерусском  языке «плод граната», «пуническое или карфагенское яблоко»  и «молния» обозначаются словом родiа.  В переводе «Иудейской войны» при описании символики жреческих одежд говорится, что колокольчики на ней символизируют гром, «а родиа – млънию». Гранаты были вышиты по  подолу жреческого хитона. «Так определить молнию можно, только имея в виду молнию шаровую». В церковнославянском языке «молния» и «гранат» обозначены одним словом «родия», «а это слово входит в круг представлений о небесном божестве Роде…».  

В иранской мифологии тело героя Спендодаты («созданный (дарованный) благочестием», т. е.  богиней Спента Армайти, землей) было неуязвимо для оружия. По поздней версии имя его произносилось Спанддат, Исфендиад, Исфандияр, а его неуязвимость обеспечило проглоченное им зернышко граната. Он мог быть убит только заговоренной стрелой.

В китайской традиции гранат (ши-лиу), цветущий  огненно-красными цветами, олицетворяет любовь, супружество и плодовитость. Плод граната означает вульву. В китайском буддизме  гранат (вместе с персиком и лимоном) был одним из «Трех Благословенных Плодов (приносящих счастье)».

У туарегов в Гате во время трехдневного празднования Нового года, учрежденного в память появления Ноя из ковчега, проводится странный обряд, в котором используются палки из гранатового дерева, что говорит о ритуальной значимости этого дерева. Процессия мужчин и женщин, вооруженная такими палками обходит город по ходу звезд. При этом «двоюродные братья наносят друг другу удары, то же делают и двоюродные сестры». Палки изготовляют из нижних ветвей гранатовых деревцев, и если в собственном саду у юноши нет граната, он идет за ветвью дерева в сад к двоюродному брату.

 Использованные материалы:

  1. Павсаний, Описание Эллады, кн. IX;
  2. Ганс Бидерманн. Энциклопедия символов;
  3. Сандра Форти. Символы. Энциклопедия;
  4. Барбара Уокер. Символы, сакралии, таинства;
  5. Б. А. Рыбаков. Язычество древних славян;
  6. А. Гаудио. Цивилизации Сахары.