Ранние христиане выбрали падуб в качестве декоративного элемента для празднования Рождества. По традиции считалось, что Христос во время пришествия несет на голове венок из падуба. В искусстве падуб мог изображать Крест. Листья падуба символизировали терновый венец Христа, а красные ягоды – кровь.
По легенде все деревья, услышав о том, что Христа собираются распять, договорились между собой, что не позволят использовать свои стволы для изготовления креста. И когда топор коснулся их, они раскололись на тысячи кусочков. Только падуб остался цел и позволил изготовить из себя орудие страстей Господних.
Во времена Иисуса еврейская буква «Tav», последняя буква алфавита, имела вид греческой буквы «Tau». Как известно, кресты, на которых древние римляне распинали преступников, имели вид буквы «tau». По этому поводу Лукиан пишет в «Суде гласных букв»: «Люди оплакивают свою судьбу и на чем свет клянут Кадма за то, что он ввел «Tau» в семью букв; они говорят, будто ее форму титаны приняли за образец, ее вид копировали, когда ставили столбы, на которых распинали людей. Stauros называется отвратительное сооружение, и от «Tau» оно получило свое отвратительно название».
«В канонической Библии, - пишет Р. Грейвс, - словом «дуб» иногда переводится «терпентин», а иногда «красный дуб», и эти два дерева представляют собой священную пару в палестинской религии». Из насекомых, кормящихся на листьях красного дуба, в древности изготовляли царский пурпур, и Иисуса «одевали в багряницу как Царя Иудейского (от Матфея 27:28)».
О том, что оба древа – и терпентин, и падуб, двойник кермесоносного дуба, были в Палестине священными деревьями, и продолжают пользоваться почитанием до настоящего времени, пишет Дж. Фрэзер, описывая истоки Иордана: один из родников, служащих истоком реки, бьет на западной стороне сирийского холма Банияс, а на восточной стороне, «склонившись над прозрачными водами другого источника, питающего Иордан, стоят рядом два величественных дерева — падуб и терпентин, осеняя могилы мусульманских святых. Ветви их увешаны лоскутками и другой мишурой».
Использованные материалы:
- Джон Фоли. Энциклопедия знаков и символов;
- Р. Грейвс. Белая Богиня;
- Дж. Д. Фрэзер. Фольклор в Ветхом завете.