По мифологическим представлениям древних монголов  земля имела форму диска или квадрата, углы которого соответствуют 4 сторонам света, и покоилась на брюхе гигантского водяного животного – черепахи или лягушки (Алтан Мелхий, «золотая лягушка»), лапы которого соответствуют сторонам света. Иногда водяное животное держит на себе мировую гору. Возможно, более архаичным является представление некоторых бурятских племен об огромной рыбе Абрага Загахан, монг. Аврага Дзагасан, калм. Аварга Загси. Подобные персонажи объединяются в группу мифологических гигантов: царь птиц – Хан Гаруди, царь змей – Аврага Могой, царь рыб – Аврага Дзагарсан.

 

В архитектуре детали культовых зданий украшались изображениями животных, имевших символическое значение.  "Так, голова лошади символизировала мысль, рыба – бдительность, мышь – плодовитость скота".(2) Подобные изображения наносились также на мебель, седельную сбрую и ювелирные украшения.

Золотое соёнбо, изображаемое ныне на государственном флаге Монгольской Народной Республики, - это средневековая эмблема независимости Монголии.  В нее входят семь геометрических и пиктографических фигур. Три языка пламени над солнцем и луной означают пожелание вечной жизни монгольскому народу, чья мать - золотое солнце, а отец - серебряный месяц. Китайский знак инь-ян, входящий в среднюю часть соёнбо, сохранив  изобразительный дуализм,  приобрел совершенно иную трактовку: "не земля и небо, не женское и мужское начала вселенной, а две рыбы - символ вечной бдительности. Вкладываемый в них в этой эмблеме смысл такой: пусть весь народ, все мужчины и женщины, будут бдительны против врагов своей отчизны".(3)
В ойрат-калмыцкой мифологии известен образ огромной рыбы Аварга Шар Загси. В зачинах калмыцких народных сказок говорится: "Когда огромная желтая рыба Аварга Шар Загси была еще мальком". Однако опорой земли считалась огромная плавающая черепаха или лягушка-бык, начинающая реветь и ерзать, когда проголодается.

Использованные материалы:

  1. Мифы народов мира, т. II;
  2. Искусство стран Востока;
  3. Н.Л. Жуковская. Категории и символика традиционной культуры монголов.