Для  пригималайской и восточной зон Тибета характерно представление о земле, как о материке, плавающем в океане на спине огромной рыбы или черепахи и придавленным для большей устойчивости горой, осью вселенной. У лепча – это гора Канченджунга, у основания которой находится змей Бегша. В Кхаме, который, по преданию, находится над головой рыбы, часто случаются землетрясения, которые объясняются тем, что  рыба, устав держать землю,  вертит головой.

 

По мифологическим представлениям качинов, входящих в тибето-бирманскую группу, вначале существовал только безбрежный океан, в котором плавала огромная рыба. На нее Мутум, дух-создатель мира, божество солнца, насыпал землю Женский дух отложил на землю гигантское яйцо. Оно разделилось на нижнюю половину, оставшуюся на земле, и верхнюю, ставшую небесным сводом. По некоторым вариантам земля насыпана не на рыбе, а на крабе или крокодиле Ширутру. Когда крокодил ворочается, происходят землетрясения. Еще один качинский вариант называет рыбу Palang - Ananda. На цветке (видимо, лотосе), выросшем из спины рыбы, покоится мир. Когда рождается царь, рыба смеется, а когда умирает – плачет, в обоих случаях земля содрогается.

По представлениям тибето-бирманской народности хампти  вначале везде была вода; Phra положил земли на спину рыбе, велел самке снести икринку (яйцо), разрезал его, одну половину положил на землю, другую сделал небом.  

Чины Бирмы считали, что мир держит на своих плечах великан Макаон. Основанием мира служит плоский камень, на котором разлит океан, а в океане плавает рыба Нгазалон, которая и носит на себе плоскую скалу-землю. Когда великан перекладывает груз с одного плеча на другое, происходят землетрясения.

По представлениям шанов гора Лойсаомонг покоится на огромной рыбе и возникла из цветка лотоса, принесенного на землю богами; из листьев лотоса образовались 4 обитаемых материка земли.  Гора Лойсаомонг является столпом мира, на ней сосредоточены все ветры,  у ее подножия живут драконы, а наверху птицы-галоны.


Использованные материалы:

  1. Мифы народов мира, т. II;
  2. Ю.Е. Березкин. Рыба и бык: зооморфная опора земли в фольклоре Евразии.