В глубокой древности у якутов существовали представления о нижнем мире как о водной среде. Об этом свидетельствует одно из его обозначений - "дно преисподней" (юедэн тюгэгэ) и сохранившиеся воспоминания о присутствии в нижнем мире особой луо-рыбы - источнике "смерти и несчастий (ёлёр ёлюю луо балыга)", имеющей "одну голову и два хвоста". По сообщению Г.В. Ксенофонтова представления эти сохранялись у якутов даже в его время. "Истинный смысл слова «луо» якутами утерян. Исходя из совпадения якутского слова "луо" с тюркско-монгольским словом лу, луо, нуо и из того, что дух луо хаан у якутов представлялся как нечто живое, можно предположить, что предкам якутов был известен дракон - мифологическое существо южного происхождения".(1)
Термин "луо" употреблялся якутами только для обозначения духов нижнего мира. В олонхо, героических сказаниях якутов, образ рыбы нижнего мира уже замещается образом быка, известного как "луо хаан - "бык источник смерти и несчастий". В эпосе ему соответствовал "громадный демонский черный пороз, имеющий посредине лба единственный крупный рог", который, " выходя из нижнего мира на землю, может покрывать корову. Тогда рождается тоже чиччик - уродливый теленок".
У якутов существовали представления о "жизненной силе" - кут, присущей людям, животным и птицам. По якутским верованиям "каждый человек имел три формы кут: буор кут – земляная или земная кут; салгын-кут - воздушная кут; ийэ-кут – мать кут (кут, являющаяся матерью, или главная кут".(1) По верованиям вилюйских якутов, "при рождении ребенка, предназначенного быть шаманом, духи похищают все три души", и каждая из них получает особое"воспитание". Относительно "земляной" души буор кут известно, что она превращалась в рыбу и помещалась "в особую запруду (басыт) в воде болезней, устроенную железными людьми из трупов убитых для этой цели (без ведома и согласия будущего шамана) семи девушек, семи молодых людей и семи голов скота. Земля-душа в виде рыбы плавает внутри этой запруды и все время старается перескочить через нее и, если это случится, шаман умирает".(2)
По сообщению Г.В. Ксенофонтова при камлании якутского шамана в нижний мир изготавливались деревянные изображения быка и рыб. Рыбы были соединены хвостами и слегка окрашены охрой. Их устанавливали на западной половине юрты, чтобы шаман мог использовать их для закрытия "выхода из нижнего мира". Кроме того шаман использовал лоскут медвежьей шкуры. По материалам А. Н. Никифорова для камлания к корню глазных болезней кроме 9 изображений птиц была изготовлена лодка и 9 палочек, изображавших рыб с обратной чешуей.
Необычный вид любой рыбы служил признаком принадлежности нижнему миру. Н.А. Алексеев приводит запись, сделанную В.М. Ионовым: "По дороге из Первого Игидейского наслега в Жулейский есть мыс, наверху которого находится глубокое озеро. В старину туда закинули вершу. В нее вошла щука с жабрами, направленными в обратную сторону, и со спинными позвонками, идущими назад. Думая, что это рыба нижнего мира, отпустили ее обратно в воду. Этот мыс имеет духа-хозяина и не остается без подарка".(1)
По верованиям вилюйских якутов, знаменитые шаманы, независимо от пола, на тридцатом году жизни становились беременными и рожали в лесу ворону или гагару, которые тут же улетали. Затем они рожали щуку и еще через год – медведя или волка.
Использованные материалы:
- Алексеев Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири;
- Попов А.А. Получение "шаманского дара" у вилюйских якутов;
- Ксенофонтов Г.В. Сошествие шамана в преисподнюю//"Воинствующий атеист", №12;
- Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме;
- Басилов В.Н. Избранники духов.