Образ лягушки развит в якутской шаманской мифологии. В якутском мифе прародительницами шаманов названы лягушки. Известно, что будущие шаманы, избранные обитателями нижнего мира, могли, в зависимости  от воспитания, которое получала их жизненная суть (кут), стать добрыми или злыми. А если шаману предстояло стать особенно жестоким, птенца стегали талинками, отчего он превращался в громадную лягушку.

 

 

По верованиям верхоянской группы северных якутов "души шаманов, призванных обитателями нижнего мира, высиживает их мать-зверь в гнезде на шаманском дереве, находящемся на севере, в смертном море. Шаманы вылупляются будто бы из четырехгранных камней, которые родят лягушки, живущие в смертном море. Шаманы «рождаются» после того, как мать-зверь парит камень в течение девяти дней. «Камень» лопается и из него выходит птенец, который потом превращается в шамана». Тело первого большого шамана Ан Аргыл Ойуна состояло из змей и пресмыкающихся. Он отказался признать Верховного Бога якутов и тогда тот испепелил его огнем. Уцелела только лягушка (или жаба), выпрыгнувшая невредимой из пламени,  и "именно от этого животного произошли «демоны», давшие, в свою очередь, якутам выдающихся шаманов и шаманок».

Якуты верили в волшебные свойства двухголовой лягушки - аптах-бага. Человек, пришивший по косточке этой лягушки к внутренней части левого и правого рукавов, приобретал необыкновенные способности.

Использованные материалы:

  1. Н.А. Алексеев. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири;
  2. Мирча Элиаде. Шаманизм. Архаические техники экстаза;
  3. Мифы народов мира, т. I.