В иранской мифологической картине мира гигантская благая рыба Кара обитала в мировой реке Рангхе, омывающей одну сторону мира и выступающей символом края света. Рыба охраняла мировое древо (дерево хом-хаома, всеисцеляющее дерево), растущее посреди озера Ворукаша. Другая гигантская рыба плавала в океане преисподней и несла на себе быка как опору мира. В бассейне Рангхи обитали «безголовые» племена.
У иранских народов и их соседей рыбы считались чистыми существами. Когда один кафир (неверный) выпустил из лука стрелу в небо, чтобы поразить бога, Рыба закрыла его своим телом. Жабры – это раны, оставленные стрелой.
В осетинском нартском эпосе в сюжете с Сосланом фигурирует Кæфы-Сæр-Хуæндон-ældar, имя которого переводится В.И. Абаевым как глава рыб – Владетель пролива, под образом которого, по мнению В.И. Абаева, выступает владетель Боспорского пролива. Исконное занятие предков осетин рыболовством, доказывается и наличием у них двух названий рыбы: Кæсаг (рыба) и Кæф – большая рыба. По определению В.И. Абаева, оба названия – древнеиранские, первое пришло к осетинам от сарматов, второе является североиранским словом. В мифологических представлениях осетин покровителем рыб и рыболовства был Донбеттыр (или Донбеттырт), в честь которого ежегодно устраивались празднества в горных селах Северной Осетии, где нет даже мелких речушек. Накануне праздника их жители отправлялись в город или в казачьи станицы и закупали там рыбу. Месяц октябрь, когда обычно устраивали празднества в честь водной стихии и ее владыки, носил название Кæфты май – рыбный месяц. Среди находок в кобанских могильниках много предметов с изображением рыбы. Повелитель рыб – Хиандон-алдар, или Кæфты-сæр-Хиандон-æлдар часто упоминается в эпосе, выступая то враждебным, то дружелюбным к нартам. «Отношения Нартов к алдару проливу, - пишет В.И.Абаев, - напоминают отношения скифов к боспорским царям, когда расчетливая дружба нередко сменялась открытой враждой и взаимная помощь военной силой легко переходила во взаимные распри». В современной осетинской мифологии сохранилось старое скифское название кæф (большая рыба-осетр), относящееся к группе восточноиранских слов.
В иранской мифологии известен образ царя Йимы (Джамшида), сына владыки солнечной сферы, тождественный образу индийского Ямы. Одним из атрибутов Йимы-Джамшида была чаша, в которой отражалось все, что происходило в мире, и в любой момент, глядя в свою чашу, шах Джамшид мог видеть все и знать обо всем. Из этого описания следует, что чаша служила моделью мироздания, состоящего из трех сфер. Это представление о волшебной чаше, в которой видна вся вселенная до ее основания, сохранилось у таджиков в виде названия миски для плова, на дне которой были изображены две рыбы: "чаша Джамшида".
Использованные материалы:
- Мифы народов мира, т. II;
- Б. А. Калоев. Осетинские историко-этнографические этюды;
- Ю.Е. Березкин. Рыба и бык: зооморфная опора земли в фольклоре Евразии.