В мифологических представлениях индейцев нутка, населяющих остров Ванкувер, опорой мира служит кит, лежащий на дне моря.

В мифах  алгонкинов о культурном герое Манабозо,  родившимся от смертной женщины и западного ветра, описываются все его героические поступки. В их числе главные: похищение для людей огня у солнца, победа, одержанная над Великим Китом и спасение людей  от всемирного потопа. Манабозо  приписывается создание разнообразных ремесел и искусств, в частности пиктографического письма оджибве. В борьбе со злыми духами он одержал победу, за что был посвящен в тайны знахарских заклинаний, которые он затем передал людям, основав шаманское общество Мидевивин. Совершив все подвиги, он  уединился на далеком островке на востоке, где поселился со своей бабкой Нокомис.

 

В мифологической картине мира индейцев чумаш  зооморфной моделью Вселенной служит  кит. В искусстве малых форм у чумаш известны многочисленные изображения китов из стеатита.

Рыба выступает в качестве ихтиоморфной метафоры Вселенной и в мифе калифорнийских индейцев о гадальщике-неудачнике, переданном  Е.А. Окладниковой. Проигравший игрок, покидает  церемониальный  дом, чтобы направиться к озеру   для ритуального омовения перед следующей игрой. Увидев рядом с домом ползающую  огромную рыбу, проигравший игрок осматривает ее и уходит к озеру, дойдя до которого  он тонет в его водах. Его заглатывает Рыба, встреченная им у церемониального дома. Спустя 6 месяцев рыбаки находят этого игрока сидящим на берегу, очень истощенным, похожим на мертвеца. с лысой головой. Выздоровев, игрок вновь стал посещать церемониальный дом и играть в гадательные карты. Он быстро отыграл все проигранное ранее и стал постоянно выигрывать. Свои успехи он объяснил тем, что получил чудесный дар от рыбы, которая его проглотила. Е.А. Окладникова делает следующий вывод на основании этого мифа:  "Рыба в этом мифе является одновременно олицетворением Вселенной, сил нижнего мира, обитающих там духов хранителей, духов предков". 

В мифе индейцев острова Кадьяк (северо-западное побережье Америки) о создании  земли и людей говорится,  что рыбы произошли  из щепок, брошенных  в воду.

В мифе  североамериканского племени черноногих о герое Кут-о-ниса, или "Сгустке Крови", который цитирует Дж. Кемпбэлл по книге Дж. Бэрда Гриннелла "Рассказы страны Черноногих", есть настолько интересный эпизод поглощения героя рыбой, что возможно привести его полностью. Победив великанов, затем истребив жестоких медведей, следом за этим змей, Кут-о-ниса побрел по дороге, о которой его предупреждали как об очень опасной. "Когда он шел по ней, на него вдруг налетела сильная буря, подхватила его и принесла к пасти огромной рыбы. Это была всасывающая рыба, а буря была ее дыханием. Оказавшись в брюхе огромной рыбы, он увидел там очень много людей. Большинство из них уже погибли, но были и живые. Он сказал этим людям: "Где-то здесь должно быть ее сердце. Нам нужно станцевать танец". И он раскрасил лицо белым, окружил глаза и рот черными кругами и привязал к голове нож из белого камня, так что его острие было обращено вверх. Принесли несколько трещеток, сделанных из копыт. Затем все люди стали танцевать. Сгусток Крови размахивал руками, как крыльями, и пел песни. Потом он поднялся и начал танцевать, подпрыгивая вверх-вниз до тех пор, пока нож на его голове не угодил рыбе в сердце и не распорол его. Потом Сгусток Крови вырезал дыру между ребрами рыбы и выпустил всех наружу". 

Индейцы-цимшианы верят, что близнецы способны вызывать лососей (рыбу-свечу), и в силу этого их называют "приносящие изобилие". По их мнению близнецы имеют власть также и над погодой. По представлениям индейцев квакиутль "близнецы – это перевоплотившиеся лососи. Поэтому им нельзя подходить к воде. В детском возрасте близнецы могут якобы движениями своих рук вызывать ветер, хорошую или плохую погоду, а также, размахивая большой деревянной трещоткой, излечивать болезни. Индейцы-нутка также верят, что близнецы имеют отношение к лососям. Поэтому близнецам запрещается ловить лососей, или просто держать в руках свежую рыбу. Разрисовывая лица черной краской, а затем смывая ее, что символизирует  капающий с тяжелых облаков дождь, они могут делать плохую или хорошую погоду и вызывать дождь". (5)

Использованные материалы:

  1. Ю.Е. Березкин. Рыба и бык: зооморфная опора земли в фольклоре Евразии;
  2. Мифы народов мира т.II;
  3. Е. А. Окладникова. Модель Вселенной в системе образов наскального искусства тихоокеанского побережья Северной Америки;
  4. Джозеф Кэмпбелл. Герой с тысячью лицами. Миф. Архетип. Бессознательное;
  5. Джеймс Дж. Фрэзер. Золотая ветвь.