В ламаизме, северной разновидности буддизма, представление о конце света включает в себя учение о малом и большом конце. Под первым понимается конец жизни для всех инакомыслящих. В указанный богами срок вместе с Буддой на Землю явится войско, возглавляемое владыкой Шамбалы – Ригден-Джа-по. Бесчисленное войско устроит священную войну против всех неверных. В ходе битвы будут уничтожены все те, кто не является буддистами. В уничтожении неверных будут участвовать также крысы, мыши, змеи, дикие животные и железные птицы. В ходе большого конца света будут истреблены все материальные тела, но это случится только после смерти последнего Будды, который будет носить имя Ваджрапани.
В тибетском буддизме каждый срок существования вселенной определяется в 5 млн. лет: "Существует общий закон - дхарма, управляющий возникновением, существованием, исчезновением всех психических феноменов. Согласно этому закону, мир (далее вселенная) бытия периодически возникает, существует, уничтожается. Каждый срок существования вселенной определяется тибетской традицией в 5 млн. лет. Для Земли этот срок разбит на 1008 периодов по 5 тыс. лет в каждом". (1)
Дхарма - "то, что поддерживает" (от корня 'дхр' - "держать", "поддерживать"), индийский философский или религиозный термин для обозначения вселенского универсального закона, в более узком значении — путь благочестия, морального долга, обязанностей человека. Одной из метафор ослабления дхармы по мере прохождения каждой юги, был образ быка, теряющего по одной ноге в каждой из последующих юг.В Кали-юге этот бык Дхармы стоит всего лишь на одной ноге.
Любопытно, что в мифе североамериканских индейцев сиу, приведенном в книге Дж. Брауна "Священная трубка" и пересказанном Р.Л.Томпсоном, тоже фигурирует в подобной роли буйвол: «Индейцы Сиу рассказывают, что их предков навещала звездная женщина, которая дала им религиозную систему. Она объяснила им, что существует священный буйвол, теряющий по одной ноге в течение каждой эпохи. Сейчас мы живем в последнюю эпоху, эпоху деградации, и у буйвола есть только одна нога". (2)
У североамериканского племени индейцев пони тоже существовал эсхатологический миф: "Тирауа Атиус — владыка всех вещей и единственный, кто определяет судьбу. В начале мира он поставил в небе, на крайнем северо-западе, великого буйвола. Каждый год этот бык теряет по волоску; когда он потеряет все волосы, наступит конец света. Когда упадет последний волосок, начнутся метеорные дожди, солнце и луна померкнут.
В начале мира Тирауа Атиус назначил Северную Звезду и Южную Звезду управлять судьбой. Однажды Северная Звезда прямо заговорил с народом пони и сказал ему, что Южная Звезда, каждый год чуть-чуть сдвигается к северу. Когда Южная Звезда, схватит Северную Звезду, настанет конец света. Повелевать окончательным уничтожением мира будут четыре бога сторон света. Запад отдаст приказ об уничтожении мира, а Восток повинуется.Тогда звезды с небес упадут на новую землю и превратятся в людей. Люди, оставшиеся в этом мире после разрушений, взлетят высоко в небо и превратятся в звезды". (4)
По мифологическим представлениям индейцев чероки конец мира произойдет совсем по другой причине: "Земля плавает на воде, как огромный остров, и с четырех сторон ее поддерживают сыромятные ремни. Эти ремни привязаны к вершине хрустальной скалы на небесах. Рано или поздно ремни обветшают и лопнут, и тогда земля уйдет под воду и все живое погибнет. Потом, как это уже происходило, Творец вытащит землю обратно из-под воды и создаст мир заново". (4)
Миф о четырех поколениях был известен и в Южной Америке. Индейцы кечуа в Перу знали, что Первыми были "древние люди – виракочи". Они носили одежды из листьев, жили в пещерах и знали одного бога – Виракочу. Эти люди очистили землю от змей, хищников, карликов, дикарей и начали возделывать землю. Следующее поколение "Древних людей" стало возделывать поля, в том числе террасы, и проводить каналы, строить дома. Эти "Древние люди" носили одежду из шкур, поклонялись единому богу – грому-молнии в трех лицах (отец, старший сын, младший сын).
Третье поколение "Диких людей" умели ткать, жили в каменных домах с соломенными крышами; общественной жизнью управляли вожди. Они размножились как морской песок, развели множество скота, добывали золото, серебро, медь, свинец, олово. У них были развиты ремесла, имелось постоянное войско, т. к. случались войны из-за пастбищ, полей, вод. Поклонялись они Пачакамаку («держатель вселенной», на яз. кечуа «создатель»). Это поколение было уничтожено потопом.
Последнее поколение – воины – забросили многие земли предков и заселили труднодоступные места на вершинах и скалах, построив там крепости. Своих покойников они хоронили в склепах с едой, одеждой и умерщвленными женщинами. Вожди имели по нескольку жен. Поклонялись они "творцу людей". Космогонический миф относился только к последнему этапу человечества. Бог-демиург Виракоча, появившись из озера Титикака сотворил солнце и луну, после чего немедленно приступил к созданию нынешнего поколения людей.
Кечуа, проживавшие на побережье Перу знали миф о Коне "едином", "вездесущем", "незримом", сыне Солнца, который первым пришел в те места в начале мира. В теле у него не было костей, и он шел легко и свободно, по своему желанию опуская горы, чтобы сократить дорогу. Он создал людей, дал им съедобные плоды и все необходимое для жизни. Люди прогневали его, и он превратил их землю в пустыню, оставив лишь реки, т. ч. пропитание пришлось добывать тяжелым трудом, строя каналы и проводя воду на поля.
Позднее появился сын Солнца и месяца Пачакамак («держатель вселенной», на яз. кечуа «создатель»), ему уже поклонялись к началу 16 в. Он прогнал Кона, а его людей превратил в животных. Оскорбленный тем, что первая женщина обратилась за помощью не к нему, а к его отцу, он разорвал на части родившегося у нее ребенка, тоже сына солнца, и сделал из них съедобные растения. Однако бог Солнца воскресил младенца и назвал его Вичамой. Выросший Вичама ушел путешествовать, а в его отсутствие Пачакамак убил его мать и создал людей. Этих людей вернувшийся Вичама вместе с Солнцем превратил в камни. Нынешние индейцы произошли из посланных Солнцем золотого, серебряного и медного яиц.
Использованные материалы:
- Корнев В.И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии;
- Томпсон Р.Л. Следы ведической цивилизации в культурах мира;
- Мифы народов мира, т. I;
- Бирлайн Джон Ф. Параллельная мифология. Что такое мифы?