Великий вавилонский астролог и историк Берос, жрец бога Бела, основавший на греческом о. Кос астрономическую и астрологическую школу и написавший историю Вавилонии в трех томах, изложил "в связи с хронологией вавилонских царей" науку о звёздах, их толковании и учение о периодических катастрофах (потопе и мировом пожаре), связанных с концом света. Берос считал, что мировой пожар возникает в результате соединения всех планет в знаке Рака (огненный знак), а всемирный потоп - в результате соединения всех планет в знаке Козерога (водный знак).
Известный математик Б. Ван-дер-Варден пишет по этому поводу: "Мировая хронология была окончательно разработана вавилонянами при халдеях. Вывод, к которому пришли древние звездочеты был таков: "очищение мира от скверны может осуществляться не только водой, но и огнем. ...Мы должны предположить поэтому, что иранская идея испытанием огнем перешла в Вавилон ранее конца шестого века до н. э. и была там соединена с древними вавилонскими идеями о потопе и мировых периодах.Из Вавилона учение о периодически повторяющихся огненных катастрофах перешло в Грецию".(1) Были произведены расчеты, согласно которым эти катастрофы должны повторяться каждые 1 753 005 лет: когда "все звезды собираются вместе в 30-и градусе Рака или первом градусе Льва", тогда и "происходит исполнение всего…". (2)
Идеи стоиков, учивших что мир погибает в огне и возрождается в огне и что этому процессу не будет конца и не было начала, восходят к халдейскому учению о "великом годе". Согласно этому учению, Вселенная вечна, но она периодически исчезает и возрождается каждый "великий год". Как уже сказаано, в зависимости от того в каком знаке соберутся вместе все семь планет, мир разрушится либо от воды, либо от огня. Цицерон, в своем произведении "О природе богов" II, 46, 118) поясняет: " Итак, ничего не останется кроме огня. Но от него-то живого существа и бога, и произойдет восстановление мира, и возродиться красота".
Пифагор, который жил в VI до н. э. верил в повторяемость всех событий. В отрывке его учения, дошедшем до нас через Дикеарха, мы читаем: "Пифагор говорит… что все, что когда-либо случилось, повторится через определенный период и что ничто на самом деле не ново". (Porphyrios. Vita Pyth.: 19. – Nauck. – P. 26)". (1) А. Иеремиас в «Ветхом завете в свете Древнего Востока» добавляет относительно потопа, что "в этих преданиях присутствует также космический и астральный мотивы. Циклы эпох мира считаются по «водным потопам» и «огненным потопам» в вечном круговращении эонов Вселенной. Когда из-за прецессии исходная точка весеннего равноденствия оказывается в водном регионе Зодиака, происходит потоп; когда в огненном регионе – то мировой пожар». (3)
Из шумеро-аккадской и вавилонской мифологии нам известно, что мир был разрушен водами потопа, который наслали боги. «По преданиям жителей Вавилона, предшествующее потопу царствование восьми или десяти царей продолжалось от 10 800 до 72 000 лет.. ...жителям Вавилона также был известен миф о первоначальном рае, и они хранили воспоминание о ряде последовательных разрушений и возрождений людского рода (таких циклов было, вероятно, семь)». (4)
В Греции было известно предание о пяти эпохах и учение о циклическом разрушении и возрождении мира. Поэма древнегреческого поэта Гесиода "Труды и дни" знакомит нас с представлением об эпохах, по мере смены которых человечество все больше приходит в упадок. Первое поколение вечноживующие боги создали "золотым", и после смерти представители его стали благими демонами-охранителями людей. Ему на смену пришли люди, сотворенные из серебра, которые "от гордости дикой не в силах были воздержаться", не почитали богов и не приносили им жертв. После своей смерти они получили «названье подземных смертных блаженных". Следующим было создано "медное" поколение людей, вооруженных копьями. "Медью работы свершали: никто о железе не ведал. Сила ужасная рук принесла им погибель". Наконец четвертым было поколение "славных героев», ведущих свое происхождение от божественного рода. Их после смерти Крон перенес на острова блаженных. Ныне же землю "населяют железные люди. Не будет им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя, И от несчастий". (5)
Теория циклов возникла при Гераклите, который имел огромное влияние на учение стоиков, воспринявших от него идею уничтожения мира огнем. Платон в «Тимее», в качестве альтернативы приводит уничтожение мира потопом. «Эти две катастрофы как бы ритмически делили весь год. Согласно потерянному тексту Аристотеля (Protept), обе катастрофы произошли во время двух солнцестояний, испепеление огнем — при летнем солнцестоянии, а потоп — при зимнем солнцестоянии». (4)
Использованные материалы:
- Б. Ван-дер-Варден. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии;
- Колесов Е. Тринадцать врат эзотерики;
- Мамуна Н.В. Зодиак мистерий;
- Элиаде М. Аспекты мифа;
- Гесиод. Труды и дни.