В зороастрийском учении о Конце Света созданный мир развивается на фоне борьбы Света, воплощенного в Ахурамазде (Ормузд пехл.), и Тьмы, воплощенной в Ахримане. В иранской мифологии Ахриман (авест. Анхра-Манью, Ангра-Манью) является верховным божеством зла. В самой ранней части «Авесты» - «Гатах» его образ можно усмотреть в образе Ака мана («злая мысль»), в других книгах «Авесты» в образе Ангро-Манью, главы сил зла, тьмы и смерти. В «Гатах» его имя не упоминается, только говорится о двух близнецах, порожденных Ахурамаздой, один из которых – Спента-Майнью - избирает путь праведности, второй - путь злодеяний. В «Младшей Авесте» «князь тьмы» Ангро-Манью создает Друджа («ложь»), порождает всякие прегрешения, чародейство, колдовство, зиму, смерть, болезни, старость, ядовитых пресмыкающихся и насекомых.
Противостояние Ахурамазды, воплощения добра и света, и Ангро-Манью, зла, лжи и тьмы, было отражено в зороастрийском учении о 4-х мировых циклах, каждый длительностью 3000 лет. В первые три тысячи лет, когда Ахурамазда начал создавать духовный мир и свет, Ангро-Манью не соприкасался с духовным миром, существовал вне его. Когда Ахура Мазда начал творить материальный мир — небо, затем воду и под конец человека, в мир пришли зло и ложь. Тогда явился Ангро-Манью, и мир оказался разделенным на два противостоящих лагеря добра и зла. В этой борьбе добра против зла важная роль отводилась человеку: имея свободу выбора, он мог принять сторону как добра, так и зла, и когда он был на стороне добра, силы света возрастали и Ангро-Манью оказывался на время побежденным.
Такой период торжества добра над злом наступил в правление первочеловека Каюрмаса (фарси) (авест. Гайя Мартан, ср.-иран. Гаоймарт). Позже он представлялся первым царем из династии Пишдадидов. По одной из мифологических версий он родился из капель пота Ормузда (Ахура Мазды), начавшего потеть в схватке с Ахриманом. Каюрмас не только одолел Ахримана, но и стал разъезжать на нем верхом. Однако у ворот ада он испугался, и тогда Ахриман сбросил его и сожрал. Перед своей гибелью Каюрмас испустил семя, из которого родилась первая человеческая пара. Ее «грехопадение» заключалось в том, что они признали не только Ормузда, но и Ахримана.
Как воплощение Друджа выступает в «Авесте» трехголовый дракон Ажи-Дахака – «сильнейший демонский друдж» (в легендарной истории - иноземный царь и узурпатор, захвативший власть в Иране). Его победоносным противником выступает Трайтаона (Траэтаона, Феридун, фарси). Ажи-Дахака будет закован в цепи и подвешен в вулканическом жерле священной горы Демавенд. Однако победа над ним не окончательна: в последней схватке Ахурамазды с Ахриманом, перед концом мира он вырвется на волю, и снова воцарится на короткий срок. Окончательно падет от руки Керсаспы из рода Сама. В день страшного суда Керсаспа (или Сам) должен проснуться от сна и убить Ажи-Дахаку, вырвавшегося из оков. Любопытно, что и в мусульманской эсхатологии одним из признаков наступления Страшного Суда будет появление сидящего на осле искусителя Даджаля, вырвавшегося с острова в Индийском океане, на котором он, прикованный к скале, находился под охраной джиннов. Подобные явления освободившегося в конце времен от оков враждебного существа, противника бога известны и в других мифологических системах.
Но до времени очищения земли от скверны огнем и наступления эры вечного блаженства мир будет существовать еще 9 тысяч лет, которые зороастрийцы разбивают на три эпохи. Последний 3-тысячелетний период начинается от проповеди Заратуштры. Согласно "Авесте" в течение этих 3 тысяч лет придут последовательно три мессии, саошьянты — сыновья Заратуштры, чудесным образом рожденные после его смерти. По "Авесте" последняя эпоха борьбы Ахурамазды и Ангро-Майнью должна закончиться катастрофой: опять наступит чудовищная зима, над миром будет властвовать дракон Ажи-Дахака, а потом, после того как Земля погибнет и очистится в огне (причем грешников в течение последних трех дней будут пытать расплавленной бронзой, проливающейся с неба), мир вновь возродится и обретет ашу — незыблемое начало и порядок. Эсхатологический космический пожар, судя по тексту Авесты, начнется с того, что над землей поднимутся сразу несколько светил.
Плутарх приводит слова древнегреческого историка Феопомпа, который "со слов магов утверждает, что на три тысячи лет по очереди один бог побеждает, а другой бывает побежден, затем три тысячи лет они бьются и сражаются, и один разрушает творения другого; но в конце концов Гадес исчезнет, и люди станут счастливыми, не нуждаясь ни в пище и не строя навеса. А бог, устроивший все это, отойдет на покой и будет отдыхать некоторый срок, который для него, как для бога, не велик, но умерен, как для спящего человека. Таково содержание легендарных историй магов". (2)
В позднем Бундахишне тоже говорится об этих трехтысячелетних периодах. Создает Ахурамазда мир в шесть времен (или этапов) во втором периоде. Первым было создано небо, затем вода, земля, растения, звери, человек. В третий период после победы над Ахриманом, в очередной раз уничтожившим дело творения, наступает золотой век, который связывается с царствованием древнего Йимы, спасшего людей от всемирной зимы. Наконец в четвертом периоде выступает Зороастр (Заратуштра), принося свое учение.Затем каждую тысячу лет должен появляться новый пророк, а затем – Мессия.
В этом последнем испытании, когда Ахурамазда будет судить Добро и Зло, Заратуштра желает, чтобы огонь могущественного судии был "для верующего человека ощутимо приятным... а для враждебного человека видимо болезненным". (Ясна 34) Во всех писаниях, книгах, источниках того времени, в первую очередь в Бундахишне, содержатся описания испытания огнем "с многочисленными ужасными деталями".
В манихействе, синкретическом учении перса Мани, составленном из вавилонско-халдейских, иудейских, христианских, зороастрийских и гностических представлений, известно учение о трех мировых эпохах: эпохи творения, эпохи смешения света и мрака и современной эпохи, в которую частицы света должны вернуться в свою небесную родину. Они выходят из своей земной природы и в виде столпа великолепия поднимаются в первую половину месяца к Луне, пока она не примет форму законченного диска. Отсюда они устремляются к Солнцу и светлому раю. "Просветленная душа, как только она покидает тело человека, уносится тремя ангелами в это царство света и принимает там от судьи истины в качестве вознаграждения за победу световое платье и короны (венец и диадему) света". (3)
Использованные материалы:
- Мифы народов мира, т. I-II;
- Плутарх. Об Исиде и Осирисе, 47;
- Ганс Бидерманн. Энциклопедия символов.