Растения
Растения в мифологии
Растения в мифологии
В Древней Греции можжевельник был известен под названием arkeythos, и, хотя под этим названием фигурировали и другие хвойные деревья - кипарис, сосна, кедр, - однако большинство свойств и целебных качеств, приписываемых arkeythos'y античными источниками характерно лишь можжевельнику. Обращает на себя внимание связь этого названия с именем богини Артемиды и ее сущностью. Для Артемиды (греч. Artemis) характерна связь с хвойными -arkeythos, севером - arktios ('северный') и медведем - arсtos (греч. 'медведь'). Наименование древнейшей области Древней Греции - Аркадии восходит к arktos/arktios и родственно имени Artemis, богини-охотницы, священным животным которой был олень и которая сама принимала образ лани. Кельтам была известна богиня-медведица Артио, перед которой они благоговели. Артемиде было посвящено дерево kedron, в котором исследователи видят Juniperus Oxycedrus L. или Juniperus Phoenicia L. В Орхомене, по сообщению Павсания (VIII 13, 2) эпитет богини был "кедровая" (или можжевеловая). Связь же имени богини с названием медведицы отражают обряды, проводимые в местности Brauron, где она почиталась под эпиклесой Brauronia в облике медведицы. В ритуальной практике древнегреческой культуры можжевельник служил той же цели, что и в более поздних культурах Евразии: окуривание дымящимися ветвям этого растения жилых помещений, святилищ, конюшен сопровождалось произнесением заклинаний. Орфей, руководимый Медеей, разжигает во время ее заклинаний, адресованных Гекате, костер из нескольких растений, в том числе из arkeythos'a (Orph Argon.V.955).
Можжевельник обыкновенный Juniperus communis - вечнозеленый хвойный кустарник. Родовое название juniperus — от кельтского “jeneprus” — колючий, латинское communis — обыкновенный. Представлен вечнозеленым ароматическим иногда стелющимся кустарником или небольшим деревцем с игловидной или чешуйчатой хвоей. В настоящее время можжевельник кустарниковый более распространен, чем древовидный. Можжевеловых лесов на земном шаре осталось очень мало, а кустарниковый можжевельник, как правило, растет под пологом других древесных пород. Летом 1 гектар можжевеловых зарослей выделяет фитонцидов в 6 раз больше, чем хвойные породы, и в 15 раз больше, чем лиственные. Неудивительно, что эту особенность можжевельника люди использовали в лечебных целях с давних времен. Встречается можжевельник в самых разнообразных местах обитания: в сухих сосновых борах, на вершинах песчаных дюн и в ельниках с избыточным увлажнением, на болотах и на лесных опушках, иногда образуя заросли. Оболочка его плодов - сине-черных или красно-бурых шишкоягод - образуется из сросшихся чешуек. Народные названия этого растения тетеревиный куст, тетеревиные ягоды, можевел, можжуха, бруждевельник, еленец, яловець, ядловец; латыш.: kadikis; эст.: kadakas, kadajas; англ.: juniper; нем.: wachholderbaum... монг.: артса (арца): иранск.: бурс(а), борса, бурца; тюрк.: арча, ардыш, артыш, арчын, орча, ордыш, ордыч. Можжевельник обыкновенный растет в лесостепной и лесной зонах европейской части страны, Западной и Восточной Сибири. Родиной можжевельника обыкновенного считается Европа, а наиболее качественным признается можжевельник, растущий в горах. Повсеместно можжевельник считается очистительным средством, изгоняющим нечистую силу.
В английской традиции чай использовался для предсказания будущего и для гаданий. По одному из наиболее распространенных толкований, чайный лист, плавающий на поверхности, означает гостя. Пузырьки на поверхности чашки с чаем сулят пьющему поцелуи. В России пузырьки на поверхности чая считаются предвестниками денег, их надо собрать ложкой и съесть. Старообрядцы же считали, что пить чай вообще грешно, "поскольку он, как табак и картофель, вырос из тела блудницы".
Гадание и предсказание на чае основываются на образах и фигурах, сформированных чаинками. Для этого тот, кому гадают, должен был трижды покрутить чашку и опрокинуть ее вверх дном, чтобы стек остаток жидкости. Одиночный стебелек, плавающий на поверхности чая, предвещал прибытие незнакомца: твердый – мужчины, мягкий – женщины. Чтобы узнать, через сколько дней состоится приезд, надо было положить стебелек на тыльную сторону левой ладони и ударять по ней правой. Сколько раз придется хлопнуть, пока чаинка не прилипнет, столько дней надо было ждать незнакомца. В некоторых местах такой стебелек означает возлюбленного.
Почти 4700 лет тому назад в китайских текстах впервые был упомянут чайный куст, из листочков которого стали готовить бодрящий напиток – чай. Позже была создана легенда о происхождении чайного куста из брошенных на землю век одного китайского святого.
Разгневавшись на самого себя за то, что уснул во время молитвы, он срезал свои веки, пожелав, чтобы у него никогда не слипались глаза. До сих пор в китайском и японском языках для обозначения век и чая употребляют один и тот же иероглиф.
Другое китайское предание приписывает открытие чая вылупившемуся из яйца Лу Ю (ок. 800). Буддийская легенда, в сущности, пересказывает китайскую, только вместо некоего святого приводится имя Бодхидхармы (японский Дарума).
Чай, чайный куст (лат. Thea sinensis), родственник камелии, представляет собой вечнозеленый кустарник с мелкими, глянцевитыми, упругими, зубчатыми листочками, в зрелом возрасте достигает 2-3 м в высоту. Однако в индийской провинции Ассам чайный куст имеет вид мощного дерева, иногда высотой 15 м, с очень крупными, в отличие от китайского чайного куста, листьями.
В Китае чай имеет сотни названий, в зависимости от района произрастания, но почти во всех сложных составных названиях сортов присутствует слово «ча», означающее «молодой листочек». Свежесорванные зеленые листочки называются «ч’а», сухой черный чай – «у-ча», а напиток из него – «ч’а-и». Обозначается чай одном и тем же древним иероглифом на всей территории Китая.
Культура винограда была известна в Средней Азии с древнейших времен. Виноградные косточки, обнаруженные при раскопках поселения Намазга-депе (Южная Туркмения), относятся к IV—III тысячелетиям до н. э. Из Согда, Самарканда, Хорезма виноград вывозился в соседние области. Средневековый географ Максиди сообщает, что изюм из Хорезма шел как на запад в Ирак, так и в страну Булгар и дальше на Русь.
Особое место, которое занимало виноградарство в хозяйственной жизни Согда, даже отразилось в календаре согдийцев. В нем можно выделить целый цикл праздников, связанных с созреванием и обработкой винограда. В пятом месяце – это 18-й день, называвшийся Баба-Хвара, когда пьют виноградный сок; 26-й – Гарм-Хвара, что означает «поедание винограда». В седьмом месяце этот цикл продолжался – в 15-й день начинался период Гарм-Хвара, заканчивавшийся 9-го числа следующего месяца.
Китайский путешественник Чжан Цянь, посетивший Фергану и долину Зерафшана в 128 г. до н. писал, что население делает из винограда большое количество вина, которое богачи хранят по нескольку десятков лет. Чжан Цянь захватил с собой саженцы винограда, благодаря чему в Китае распространилась эта культура.
Виноград в древности считался одним из самых примечательных растений земли. Вино, изготовляемое из него считалось божественным напитком. У хеттов даже существовало выражение “пить бога” в смысле “пить вино”. Вкушение вина считалось актом общения с богом, причащением его «крови».
В Болгарии 1 февраля проходил праздник Трифона Зарезана, покровителя урожая винограда. С этого дня начинали подрезать лозы. На празднике избирался «царь виноградника». Его увенчивали короной из виноградных лоз, и мужчины носили его на плечах или возили на передке телеги, совершая обход села. «В каждом доме участников процессии потчевали вином, а «царя» при этом еще и обливали вином». Некоторые исследователи полагают, что в основе этого праздника лежат пережитки культа фригийско-фракийского бога плодородия Сабазия, рассматривавшегося впоследствии как ипостась Диониса.
Листья плюща и винограда были атрибутами Диониса и считались символами бессмертия. При археологических раскопках в Херсонесе были обнаружены зеркала, орнаментированные листьями плюща и винограда. «Зеркало было одним из атрибутов Диониса-Загрея, часто применялось среди других его предметов в его таинствах и, следовательно, было связано с мировоззрением орфиков».
В Троянской войне противником Ахилла, древнего царя-жреца пеласгов, выступал Мемнон, сын Киссии («плющевой»). «Пара Ахилл – Мемнон олицетворяет царя-жреца и его таниста. Ахилл – это сын морской богини, светлый дух первой половины года, а Мемнон – сын плющевой богини, темный дух второй половины года, священным растением которого является золотая лоза». Приам подарил Тифону золотую лозу за то, чтобы он послал на помощь Мемнона и, возможно, это была та самая золотая лоза, «которую Трос получил от Зевса как компенсацию за похищенного Ганимеда».
Когда на Миссию, царем которой был Телеф, напали греки, Телеф одержал верх в сражении и прогнал греков до самого морского берега. Однако вмешательство Ахилла заставило мисийцев отступить. Сам Телеф, убегая, запутался ногой в лозе виноградника Диониса, и Ахилл сумел тяжело ранить его. Рана оказалась неизлечимой, и оракул Аполлона Ликийского предсказал, что рана может быть вылечена только тем, кто ее нанес. В конце концов Ахилл вылечил Телефа, соскоблив ржавчину с наконечника копья и дав ему выпить сделанную из нее настойку. «Исцеленный Телеф посвятил Дионису храм, чтобы с ним примириться».
Виноград был персонифицирован и обожествлен, воплотившись в образ греко-римского бога вина Диониса-Вакха. Опьянение рассматривалось как схождение на пьющего духа вина. Одним из эпитетов Диониса был Лиэй («освободитель»), потому что вино освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, сокрушает твердыни. Индийские священные книги такую же роль приписывали богине Таре: «Вино – это сама Тара в жидком виде, спасительница живых существ, мать удовольствий и освобождения».
В классической Греции было немного праздников, посвященных сбору винограда. Название одного из них Осхофория буквально означает «переноска виноградных гроздей». Название связано с тем, что «в этот день двое юношей должны были пронести ветви виноградной лозы со спелыми гроздьями от святилища Диониса до храма Афины Скирады. Потом устраивались состязания бегунов, и победитель получал в награду напиток, смешанный из 5 компонентов». Интересно отметить параллель между количеством компонентов и пятиконечными листьями плюща и винограда.
В Аттике виноград, в качестве фруктового плода, возможно, был известен, но культуры виноградарства не существовало до тех пор, пока в Элевсин, не прибыли Деметра с Дионисом. Деметру радушно принял Келей, а Дионису оказал гостеприимство Икарий, за что и получил от бога в дар виноградную лозу. Икарий стал первым виноделом, но пал жертвой своего же продукта.
Миф гласит, что Икарий угостил своим вином пастухов, а те, опьянев, решили, что он их околдовал и убили винодела. Свидетелем убийства и погребения Икария под сосной была его собака Мера, которая и привела к могиле дочь Икария Эригону. Девушка в отчаянии повесилась на этой же сосне, помолившись богам о том, чтобы все афинские девушки разделили с ней эту участь пока Икарий будет оставаться неотомщенным.
Вскоре молодых афинянок стали находить одну за другой повесившимися на сосне. Дельфийский оракул сказал, что Эригона требует жизни тех пастухов, которые убили ее отца. Виновных нашли и предали смерти, учредив праздник вина с жертвенными возлияниями в честь Иакрия и Эригоны. «Девушки во время этого праздника перекидывали через ветви веревки и крепили к ним небольшие дощечки. Так были изобретены качели. С ветвей также свисали маски, которые вращались на ветру. Образ собаки Меры был помещен среди звезд, и она стала звездой Малый Пес. Поэтому некоторые отождествляют Икария с Боотом, а Эригону – с созвездием Девы».
Мифология (c) 2011 -