Виноград, часто изображаемый в гроздьях, является одновременно символом плодородия и жертвы. В Библии упоминание винограда имеет скрытую символику жертвенной крови. Благословение Иакова гласит: "не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего, и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей. Моет в вине одежду свою, и в крови гроздов одеяние свое". (Бытие:49, 10-12, 14-15) Божественный агнец в барочных аллегориях часто изображался между колючками и гроздьями винограда.
Известный миф о Самсоне ("солнце") объясняет его назорейство тем обстоятельством, что его долго бывшим бездетными родителям ангел предрек рождение сына. Этим Самсон избирается на служение богу "от чрева матери", причем дается повеление – подготовить ребенка к пожизненному назорейству – обет ритуальной чистоты и воздержания от вина, запрет остригать волосы.
В иудейской культуре виноградная лоза имеет большое значение и может часто использоваться как декоративный элемент в синагогах, где двенадцать гроздей винограда символизируют двенадцать израильских племен. Вместе с фиговым деревом она выступает символом мира и достатка.
Мусульманская легенда рассказывает, что архангел Джебраил (Гавриил), который выводил Адама и его еще не названную по имени жену из райского сада, сострадая к провинившимся, протянул им гроздь винограда из закрытого отныне для них навсегда сада. Согласно другой версии, его посох увлажнился от слез сострадания, зазеленел и дал побеги, и плоды его были как слезы ангела, круглые и сладкие.
Однако дьявол Иблис напустил на это растение посредством колдовства порчу, и потому виноград стал, несмотря на свое происхождение (дар ангела), лишенным благодати. Хотя потребление вина сегодня строго запрещено всем верующим, однако в раю особо избранные пьют разбавленное вино: "И вино смешивается с водой источника Тасмин, из которого пьют приближенные Аллаха, его избранные".
Легенда о виноградной лозе, росшей в раю, плоды которой Бог запретил вкушать первым людям, и о вмешательстве Сатаны известны и старинному русскому апокрифу. Сатана, завидуя первому человеку, "царствующему в раю в доброте, извернулся червем и прiиде к змее и рече ей: пожри мя в себя и внеси в рай"; в раю обвился он "около виноградного древа, и нача сатана змiевы усты глаголати ко Еве: почто не вкушаете виноградного сего древа? и будете убо бози, якоже небесный бог". Адам и Ева вкусили от виноградного древа, "и спадоша с них венцы и одежды светлы".
Использованные материалы:
- Сандра Форти. Символы. Энциклопедия;
- Х. Э. Керлот. Словарь символов;
- Ганс Бидерманн. Энциклопедия символов;
- А.Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу.