Растения
Растения в мифологии
Растения в мифологии
Во всем многообразии цветочного мира один цветок выделяется особо - это Роза, царица цветов. Ее начали выращивать в садах Востока уже несколько тысячелетий назад. Родиной этого прекрасного и благоуханного цветка считается Персия. Бенгальские розы родом из Индии, чайные - из Китая. В древнеперсидском языке слово "роза" буквально означает "дух". Поэты древности называли Иран Гюлистан, т. е. страна роз.
На Востоке красная роза, или алый гибискус, считался "цветком Богини". До того как были выведены многолепестковые сорта, их у этой розы было всего пять. Подобно пятилепестковому цветку яблони и пятиконечной сердцевине яблока, роза естественным образом образовывала пятиконечную магическую фигуру и подобно яблоку, всегда считалась священным атрибутом Богини. Во II тыс. до н.э. розы изображались на стенах домов на Крите. Храмы, посвященные древнегреческой богине любви Афродите, были окружены зарослями роз. Древние греки розами украшали невесту, ими усыпали путь победителей, когда они возвращались с войны; их посвящали богам.
Вместе с четками - "венок из роз" (англ. "rosary"), заимствованными из традиции Ближнего Востока для обращения к девственной Богине в ее христианской версии, роза вошла в атрибутику поклонения деве Марии. Церковная традиция считала само происхождение девы Марии связанным с розой: мать Марии, Анна, зачала ее, вдохнув аромат розы. В христианской традиции роза служит символом девственницы Богородицы. Старинная христианская легенда говорит, что Терновый венец был сделан из стеблей розы, и когда кровь со лба Спасителя пала на землю, у подножия распятия выросли красные розы.
По широко распространенному преданию, все розы первоначально были белыми, потом некоторые из них были запятнаны кровью. Чьей кровью – это зависит от страны, где эта традиция бытует. В древней Греции это была кровь Адониса, раненного диким кабаном, или Афродиты, чьи ноги были оцарапаны шипами, когда она бежала к умирающему возлюбленному. Для мусульман это кровь Магомета. Альберт Великий писал о "розе, покрасневшей от крови Христа, пролившейся при его мучениях", что напоминает о сирийском анемоне, окрасившимся кровью Адониса.
Розмарин - это многолетнее растение с сильным ароматом. Лучше всего розмарин расцветает в пределах слышимости океанского прибоя, откуда и его название: латинское rosmarinus означает "роса моря". Он – символ верности в любви, а также доброй памяти, почему его использовали как на свадьбах, так и на похоронах. "Древние греки использовали напиток из этого вечнозеленого растения для улучшения памяти (отсюда происходит студенческий обычай вплетать себе в волосы веточку розмарина)".(1)
Розмарин был посвящен Афродите и Дионису. "Для древних греков и римлян розмарин был символом памяти и верности возлюбленных. Он также был символом плодородия и долголетия и использовался на похоронах как символ бессмертия". (2) Традиционно розмарин при погребении кладут на гроб, чтобы сказать этим, что ушедший не будет забыт; по сей день его сажают на могилах.
Стебельки примулы похожи на связку золотистых ключиков, поэтому древнегрманские саги связывали происхождение первоцвета с радужным ожерельем богини Фреи: там, где земли касалась радуга, появлялись золотые ключи, а из них возникали первые весенние цветы. Датское народное сказание уверяет, будто в примулу превращена принцесса эльфов, полюбившая на земле юношу и позабывшая свою родину. В наказание духи превратили принцессу в примулу, а ее возлюбленного в анемон, который в одно время с ней цветет и в одно время угасает.
Древние греки верили, что первоцвет способен исцелять от всех недугов, которыми страдает человек, и называли его цветком двенадцати богов. Особенно часто античные врачеватели прописывали первоцвет от паралича, из- за чего он был прозван параличной травой. По другой древнегреческой легенде, примула возникла из тела умершего от любви юноши, Паралисоса, которого боги из сострадания превратили в этот ароматный цветок.
Свое название пион получил от имени врачевателя олимпийских богов Пеона или Пеана, «дарующего свет». Иногда так называли Аполлона или смертного человека, носящего в себе его дух. Позднее титул перешел к врачу-богу Асклепию. Последователи Асклепия назывались «paeoni», они исполняли благодарственные гимны за чудесное выздоровление, отсюда в английском языке появилось слово «peans» («пеан», «победная или хвалебная песнь».
С древнейших времен и до наших дней пион почитали как магическое и целебное растение. Древние греки верили, что собирать его корни безопасно только ночью, к тому же, соблюдая те же меры предосторожности, что и при сборе мандрагоры, т. е. с привлечением привязанной к растению собаки, тянущейся к куску мяса и выдергивающей тем самым пион с корнем. Считалось, что пион издает такой же роковой для сборщика крик, как и мандрагора. Однако, будучи собран этот корень являлся мощным противоядием для многих напастей, и особенно ценным средством против психических расстройств, ночных кошмаров, эпилепсии и тому подобных болезней.
Легенда гласит, что этот цветок впервые появился на земле, когда Еву с Адамом изгнали из рая. В мире тогда царила зима, но ангел утешил изгнанников обещанием, что вслед за зимой наступит весна и, в знак правдивости своего обещания, дохнул на падающие снежинки. Как только они коснулись земли, из них выросли подснежники и с тех пор эти удивительно стойкие в своей хрупкости цветы появляются в самые темные недели зимы, чтобы показать, что лучшие времена не за горами.(1)
Подснежники связывают также с Богородицей, особенно с днем Сретенья Господня, праздником ее очищения. Ими украшают к празднику церкви, вносят в дома на Сретенье для защиты от всякой напасти и в качестве обряда так называемого "белого очищения" дома. (1)
Кактус, пейотль, играл такую важную роль в культуре индейцев, что никакие усилия христианских миссионеров не смогли искоренить культ этого священного, по представлениям индейцев, растения. До сих пор уичоли называют себя «людьми оленя».
Пейотль применяли не только жрецы, чтобы вызвать различные видения, а потом передать увиденное народу как священное пророчество. Он широко использовался в народной медицине. В виде кашицы его применяли как наружное болеутоляющее и протвовоспалительное средство - наносили на раны, места ожогов и укусов змей, лечили им ревматические боли. При приеме внутрь пейотль стимулировал сердце и кровообращение, придавал силу и выносливость, снижал температуру тела и успокаивал кашель.
Отношение уичолей к пейотлю в корне отличается от негативного отношения западной культуры к этому растению, как к наркотику. Антрополог Питер Фурст в своей книге «Галлюциногены и культура» приводит забавный случай, иллюстрирующий точку зрения индейцев: когда один из корреспондентов в присутствии шамана уичолей назвал пейотл наркотиком, шаман кратко ответил, что «аспирина – наркотик, пейотль – священное растение».
Сам поход за кактусом обставляется учолями как выслеживание оленя. Представления о пейотле как о Божественном Олене, о Кайюмари – Оленьем боге, о божествах-предках (Какауйарикси), об Огне, который воплощен в кактусе и в образе первошамана, о центре творения, - все они ведут в пустыню Виракуту. Пейот назывался Старшим Братом и Духом-Хозяином Оленя, который позволял индейцам «найти свою жизнь» через видения.
В поход за священным кактусом отправляются за три сотни миль в гористые районы Сьерра-Мадре в западной Мексике. Там был сотворен мир, там некогда жили первые люди, и первый шаман когда-то возглавил откочевавших из этих мест божественных предков в походе, возвращавшем их в священный центр мира. По преданию боги-прародители «сидели, образовав круг, в храме уичолов, и каждый жаловался на свои недуги».
Для сбора божественного кактуса Пейотля, который не произрастал в их стране, уичоли совершали раз в году специальный поход в Виракуту, обставляя свое предприятие особыми ритуалами. Индейцы этого племени считают, что их предки вышли из этой пустыни и представляют ее неким раем, сакральным пространством, в сущности принадлежащим потустороннему миру. Фактически это физическое путешествие является отражением духовного проникновения в мир духов, доступ к которому уичоли получали в ритуалах вкушения пейотля.
Восприятием Виракуты как страны, находящейся в потустороннем мире, объясняется правило называть в походе вещи не своими именами, например, голову - горшком, нос - мужским членом, волосы - волокнами или корнями кактуса. Ведь в ином мире все наоборот, все перевернуто. «Вот мы все собрались в центре города, под луной, и нам совсем не удалось набрать пейота, наши корзины наполнены одними цветами», — говорят паломники, стоя посреди пустыни под палящим солнцем с корзинами, полными пейота».
Родина кактусов – Южная Америка. Своим названием кактус, благодаря колючкам, обязан чертополоху, один из видов которого в греческом языке обозначался как κακτος. Большинство кактусов приспособлено к длительным засушливым периодам. Среди них встречаются многометровые колоннообразные гиганты или разветвлённые «канделябры» весом в несколько тонн, растения, образующие невысокие колючие заросли, крошечные шарообразные растения — не превышающие во взрослом состоянии 1,5—2 см в диаметре.
Некоторые кактусы (Opuntia ficus-indica) использовались в религиозных ритуалах, служили продуктом питания, другие - в качестве медицинских препаратов, как строительный материал или в качестве источника красящих веществ. Цветущий кактус, изображенный на мексиканском гербе – это напалея кошениленосная. Это растение знаменито тем, что на нем в огромном количестве размножается тля-кошениль, из высушенных особей которой получают алую краску для тканей и пищевой краситель.
Мифология (c) 2011 -