Растения
Растения в мифологии
Растения в мифологии
«Древние племена, населявшие Западную Европу еще до кельтов, хоронили своих умерших в выдолбленных дубовых колодах, возможно, из-за консервирующих свойств танинов, содержащихся в древесине, но более вероятно — по причине веры в Короля Дуба и в жизнь после смерти». Льюис Спенсер в своей книге «Волшебные тайны Британии» делает предположение, что друиды были последними сохранившимися служителями культа мертвых. Трехконический крест был символом молота бога грома и молний, бога дуба. Естественно, что над теми, которых хоронили в дуплах дубов или в дубовых колодах, смерть не имела власти: они должны были возродиться, подобно тому, как пробуждался после зимнего сна их мечущий молнии бог дуба.
Месяц дуба начинался 10 июня и заканчивался 7 июля. На этот месяц попадал день летнего солнцестояния – 24 июня, когда «царя-дуба сжигали заживо, принося его в жертву. Кельтский год был поделен надвое, и вторая половина начиналась в июле, очевидно, после семидневного оплакивания, или поминального пира в честь царя-дуба». Вторая половина года проходила под властью таниста, убившего царя-жреца, и вечнозеленый дуб, на котором появляются «кермесовые ягоды» (личинки кошенили), из которых греки получали ярко-красный краситель, считался его деревом.
О.М. Савельева пишет, что «обряд сожжения полена в очаге, который получил название Yule Oak в Англии и в скандинавских странах» ведет свое происхождение от белтейнских костров. Рождественское полено, украшенное хвоей, плющем или омелой, «по староанглийским обычаям должно было гореть не менее суток». Было принято «угощать» это полено пивом или элем.
Дуб входил в число «Семи благородных деревьев» ирландского законодательства (шесть других – яблоня, черная ольха, береза, лесной орешник, остролист и ива). За срубание этих деревьев полагался штраф в размере одной коровы. Ирландские церкви назывались "dair-thech" или "дубовыми домами", что на древнем языке друидов значило "священная роща".
В Древнем Риме находилась управляемая лесным царем дубовая роща на озере Неми, посвященная Юпитеру, а дубовый венок являлся признаком сановного достоинства древнеиталийских правителей. Однако роща эта издревле была посвящена богине Диане: дуб символизировал Диану и ее возлюбленного – царя леса. Диана была вообще богиней лесов, но особенно тесно она была связана с дубовыми лесами, в частности, со священной Немейской рощей.
В храме Геры в Олимпии «в заднем помещении храма одна из 2-х стоящих там колонн – дубовая». Дуб и сосна были посвящены Рее-Кибеле. Дочь Дриопа («дубовидный»), нимфа Дриопа родила от Гермеса Пана, которому был посвящен каменный дуб и сосна. Священная дубовая роща принадлежала Деметре. Когда Эрисихтон приказал срубить дуб в роще Деметры, из него заструилась кровь. Нимфа, умирая, предрекла возмездие осквернителю, наделив его ощущением неутолимого голода.
В мифологических представлениях саамов богом столпа (=дуба), поддерживающего мир, - был бог плодородия Веральден-ольмай («мужчина вселенной»).
В исландской сказке король дарит детям дуб, где хранились драгоценности их матери. После смерти матери дети переселяются в дупло дуба. В варианте этой сказки отец, заметив, что его вторая жена затаила злобу против пасынков, велит им найти в лесу два дуба и спрятаться в дуплах. По-видимому, это священные родовые деревья, недоступные для мачехи как представительницы чужого рода.
У литовцев дубы пользовались большим почитанием, считались посвященными Перкуну, громовержцу, и по преданиям, те из них, под которыми стояли кумиры бога, «были постоянно зелены и летом и зимой. Особым почетом пользовались у литовцев старые, вековые дубы, их окружали оградами, и в эпоху обращения в христианство народ скорее соглашался на истребление идолов, чем на гибель этих деревьев». По свидетельству христианского миссионера Гельмгольда, видевшего священную рощу литовцев на пути из Старграда в Любек, в ней росли «дубы, посвященные богу той страны — Проне (Перуну)», и они были окружены деревянной оградой с двумя воротами.
Эта связь с «дном» земли, с идеей конечности, связывает воедино представления о ведийском «змее глубин» Ахи будхнье («ahi – «змей», budhna – «дно»), о дубовом полене, зажигаемом в конце старого года – бадняке, и громовержце Перуне, изображенном на древнерусской миниатюре мальчиком с дубовой веткой в руке. Грузинская народная сказка «Юноша-змей» рассказывает о засухе, поразившей страну, и о том, что половина царства одного царя страдала от безводья. Юноша-змей открывает тайну местопребывания воды: она находится под корнями одного дуба, и если его выкопать, то вода откроется людям. Все данные свидетельствуют о том, что людям издревле было известно о мощной корневой системе этого могучего дерева, способной достигать самых глубоких водоносных пластов.
Дуб – дерево Громовержца, следовательно, петухов на о. Григория (Хортице) посвящали именно Богу грозы. Однако дуб почитался не только как дерево громовержца, в нем также видели олицетворение дожденосной тучи. На Украине существовал обряд призывания весны, которая должна была принести дождевые облака и нарядить леса и луга в зелень и цветы. В Троицкую неделю в кругу срубленных березок устанавливали увитую травами, цветами и лентами жердь с колесом наверху и окапывали ее небольшим рвом. Эту жердь называли игорным дубом. Такая же жердь, устанавливаемая между Киевом и Перяславлем, называлась сухим дубом.
Под священными дубами у славян происходили все важнейшие события - собрания, свадебные обряды, суды. В дубовых рощах наиболее старые и уважаемые деревья обносились оградой, за которую могли заходить только жрецы. Преступник, сумевший оказаться под таким дубом, считался неприкосновенным. У лужицких сербов, живущих по реке Шпрее, «некогда было принято второго июля устанавливать посреди деревни дуб, к вершине которого был прикреплен железный флюгер. Вокруг дуба танцевали и гоняли скот, чтобы он лучше размножался». Небольшой дуб сербы срубали и в конце года, на Святки. Место среза смазывали маслом и медом, а центральную часть ствола приносили в дом, посыпали пшеницей и поливали вином, приговаривая: «Я тебя посыпаю пшеницей, а ты мне давай сыновей, скот, пшеницу и всякое счастье».Такой обрубок дуба назывался бадняк». По тому, как горит в печи бадняк определяли, насколько плодородным будет предстоящий год.