Растения
Растения в мифологии
Растения в мифологии
В Восточной Азии слива является излюбленным символом ранней девичьей юности, так как цветок сливы распускается еще до того, как появляются листья. По-китайски слива – мэй хуа, и о популярности этого символа говорит китайская клановая фамилия Мэй (букв. «дикая слива»). Эротический оттенок названия мэй-хуа проглядывает в названии брачного ложа «одеяло цвета сливы». «Как известно, название этого фрукта стало также оскорбительным прозвищем, пренебрежительно бросаемым женщинами в адрес опустившихся подруг по полу».
В китайской культуре сливовое дерево имеет огромное значение. Принадлежа к символам четырех времен года, дикая слива, цветущая поздней зимой, является символом зимы. Соединенные вместе ветки сливы, сосны и бамбука – символизировали "трех друзей холодного времени года" и удачу и долголетие. Пятилистный цветок сливы символизировал пять богов счастья Древнего Китая, а также определенного оракула.
В Китае персиковое дерево и его плоды пользовались большим почитанием. Это дерево считалось священным деревом жизни Богини-матери. Древнекитайский миф повествует о персиковом саде, который рос во владениях Си-ванму - «владычицы Запада», на горе Куньлунь. Сама Си-ванму представлялась живущей в пещере этой горы, а по другому варианту – во дворце, окруженном висячими садами.
Плод мистического персикового сада богини, содержащий божественный элексир бессмертия, созревал каждые три тысячи лет. По этому поводу там устраивался большой праздник духов и бессмертных. Среди растений, которые могут обеспечить долголетие, китайская традиция выделяла траву цзи («трава бессмертия»), сосну, кипарис и персик.
Страна на Ниле, известная всему миру как Египет имела и другие названия, в числе которых было Бекет ("оливковая страна"), свидетельствующее о том, что в Древнем Египте, если не культивировалась олива, то, во всяком случае были известны дикие оливы. В "Главе об укусах скорпиона" к Исиде, безутешной от того, что скорпион укусил ее сына, подошла со словами утешения некая женщина: «Не отчаивайся, о мать бога, не отчаивайся. Дитя оливкового дерева лежит у горы своего брата, кустарник скрыт, и ни один враг не войдет сюда». По некоторым свидетельствам сад Гесперид находился на близлежащем от Танжера островке, «где воздвигнут алтарь Гераклу, однако следов сада на нем не осталось, если не считать нескольких диких олив".
Тот, факт, что Афина принесла оливу, подтверждает ливийское происхождение мифа об Афине - рождение самой богини в Ливии, «однако принести она могла только ветвь, поскольку культурные оливы не плодоносят и для получения урожая их нужно привить к диким оливковым деревьям». Именно в Ливии миртовые нимфы, дети Гермеса, научили Аристея, сына Кирены, «облагораживать дикую маслину». Из Ливии Аристей перебрался в Грецию, посетил многие острова и «несколько лет провел в Сицилии, где ему воздавали божественные почести, особенно те, кто выращивал оливы». Однако широкое распространение культуры оливы на Сицилии связано с появлением в позднемикенскую эпоху на южном побережье острова эллинских колоний.
В Греции оливу выращивали еще 3500 лет тому назад. Богатые маслом оливки были для людей древности одним из немногих источников топлива для ламп, смазки и растительного масла. Считалось, что «оливковая ветвь и масло способны защитить от злых духов и продлевать жизнь. Эта вера породила древнейший обряд помазания царей, императоров и важных служителей религии. Юношей, победителей легкоатлетических соревнований в Афинах, награждали сосудом с маслом, выжатым из плодов священных олив, высаженных у храмов в честь богини Афины».
У христиан гранат является символом церкви: его зерна, заключенные в твердую и прочную оболочку, обозначают единство церкви, красный сок граната олицетворяет кровь Иисуса Христа, а мякоть – его тело. «Этот мощный символ, - пишет Б. Уокер, - был ассимилирован в образ Христа Бедой Достопочтенным и Кассидором, которые настаивали, что метафорически маточная кровь принадлежала именно ему. "Там, где льется столь драгоценный и благоуханный сок, следует прочувствовать внутренние страдания Спасителя, чтобы до конца понять беспредельные душевные муки Бога, чья кровь течет для всего человечества"». В заключение этой цитаты Барбара Уокер добавляет: «Однако никакой витиеватый стиль не может скрыть того факта, что при рождении людей кровь проливает женщина».
C развитием патриархальной идеологии роль богини Земли, богини-Матери, покровительницы деторождений, все больше отступала на задний план, и происхождение граната, его символика стали частью мифа о мужском божестве – сыне или возлюбленном Богини. Гранатовый сок, прежде ассоциировавшийся с материнской кровью, проливаемой при рождении ребенка, стал символом крови, пролитой убитым, растерзанным возлюбленным богини-матери.
В городе на юго-западе Италии - Пестуме, известном в древности как Посейдония, находится храм «девы Марии с гранатом». В нем «сохранилось изображение Мадонны с младенцем на одной руке и гранатом в другой, и поклоняются ей также, как Древней Богине с аналогичными атрибутами, установленной в том же храме. Когда-то в виде гранатов изображалась та масть Таро, которая сейчас именуется Дисками или Пентаклями и олицетворяет землю. Эти женственные магические символы именовали плодами древа познания».
На одной из стел времени Римской империи, рельеф, выполненный в пунической манере, изображает наверху бога с молниями в руках, ниже две розетки, символизирующие утреннюю и вечернюю звезду, солнце в виде человеческого лица с лучами, и полумесяц, увенчивающий антропоморфный «знак Тиннит», богини-девы и покровительницы деторождения. Руки Тиннит держат рог изобилия с виноградной гроздью и плод граната. Ниже изображены фигуры людей и птиц, а в самом низу – фронтон храма, внутри которого изображена голова.
Культ древней пеласгийской богини деторождения Эйлифии был известен в Эгеиде задолго до Гомера. На Крите по археологическим свидетельствам ей поклонялись в пещере Айос Теодорос, находившейся вблизи гавани Кносса. Функции эгейской Эйлифии сохранились и у этрусской Эйлифии: "Обнаружена статуэтка женщины с тремя буллами на шее и плодом граната в левой руке, на ней надпись: "Я статуэтка матери Эйлифии".
С абрикосами люди познакомились очень давно. Это подтверждают многочисленные археологические находки. При раскопках в Ферганской долине были обнаружены косточки абрикосов в слоях, возраст которых 5—6 тысяч лет. Вероятно, абрикос был завезен в Рим армянскими купцами. По еще одной версии абрикос был перенесен в страны Средиземноморья арабами из Согдианы (Средняя Азия). Арабы назвали его ''al-birquq', испанцы переделали его в 'albaricoque', французы переименовали его в 'abricot', отсюда возникло немецкое 'Abrikosse', голландское 'abrikoos' и русское "абрикос".