Растения
Растения в мифологии
Растения в мифологии
Иву остролистную (Salix acutifolia) называют в народе вербой, Красной вербой, красноталом, шелюгой красной. У вербы крупные цветочные почки, когда лопается красноватая тонкая пленка, на свет появляется серовато-белый пушистый комочек. Потом он покрывается зеленовато-желтыми мелкими цветочками и начинает напоминать крохотного цыпленка. Верба - первое дерево, которое зацветает в Средней полосе России. Последнее воскресенье перед Пасхой называется Вербным воскресеньем. В этот день церковь ослабляет строгий пост разрешением употреблять в этот праздник вино и рыбу.
На севере Евразии кедр считался погребальным деревом. Предки селькупов хоронили своих умерших на вершинах кедров. Считалось, что «если человек умер, но может быть оживлен, то труп его находят не на кедре, а на лиственнице, т.е. дереве жизни. Если же труп захоронен на кедре, это значит, что смерть унесла человека безвозвратно». Из кедра селькупы изготовляли преимущественно лодки (обласки). Почитание кедров выражалось в привешивании к их ветвям ленточек из материи, служивших жертвоприношением духам этих деревьев. "На березы и лиственницы вешали светлые ленты, на кедры – темные".
Снисаренко поясняет: «Часть северо-восточного побережья Африки называлась страной афер, а ее жители аферами (народность данакиль). Это была одна из самых крупных перевалочных баз. Месопотамцы могли доставлять туда бахрейнский кедр. Те, кто перекупали кедр, называли его «деревом афер», им не было дела до того, где произрастало это дерево. Иудеи брали кедр на ливанских горах, поэтому упоминание дерева «гофер» явно свидетельствует в пользу шумерийского варианта легенды о потопе».
В Шумере, согласно Якобсену, кедр выступал материнским деревом. Оплакивание Думузи начиналось во время его праздника около священного кедра в храме Эанна в Уруке. Ритуал, связанный с культом Даму, тоже "начинался с погребальных плачей, исполнявшихся у священного кедрового дерева, произрастающего на огороженном участке храма Эанна в Уруке. …Этот священный кедр не только отмечал место рождения бога, но сам считался его матерью… Согласно бытовавшим представлениям, бог воплощал в себе живительный сок, дремлющий в тростниках и деревьях на протяжении сухого сезона, однако просыпающийся, к величайшему облегчению и радости земледельца, вместе с подъемом воды в реке». Даму считался «сыном» пашни Ураш и бога река Энки, потому что сок любого растения «берет начало от орошения речными водами, от Энки, увлажняющему пашню, и от Ураш...».
Уже на заре египетской истории кедровый строевой лес привозили в бедную деревом страну на Ниле из Ливана. Египтяне использовали древесину кедра для строительства кораблей, изготовления мебели, саркофагов, кедровая смола использовалась для бальзамирования. Священная барка Амона ("сокрытый") – «Солнечная ладья» была сделана из кедра. «Папирус времен Рамсеса XII ~1118-1090 гг. до н. э. повествует о путешествии в Библ египетского жреца и вельможи Унуамона за горноливанским кедром для обновления священной барки Амона.
Кенида означает «новая». Ставшая мужчиной Кенеем, она добилась таких военных успехов, что лапифы избрали ее своим царем. Возгордившийся Кеней установил на рыночной площади «копье и заставил людей приносить ему жертвы, как богу, и не почитать больше никаких богов» . Узнав о высокомерии Кенея, Зевс стал подстрекать кентавров, чтобы они убили его. На свадьбе Пирифоя они внезапно напали на Кенея, но он оставался невредимым, потому что оружие отскакивало от его заговоренного тела. Тогда кентавры стали бить его по голове стволами еловых деревьев, пока не вогнали в землю, а затем сложили над ним огромную поленницу.
Тевтонская традиция украшения елки возникла во времена празднования святок вместе со свечами, подарками и жертвенной свиньей с яблоком во рту. Но в ней прослеживаются и языческие элементы из Южной Европы. Жрецы Аттиса, называемые дендрофоры, т. е. "носители деревьев", ежегодно выбирали сосну в священной роще (pinea silva) для внесения изображения бога в храм. В обязанности дендрофора входило украшение дерева для жертвоприношения. Возможно, отсюда возникла традиция украшать рождественское дерево (елку) изображениями людей, например пряничными человечками".
Ель – символизирует мужество, достоинство, верность, долголетие и соотносится с идеей вечной жизни. Все эти качества, приписываемые ели, придавали еловым ветвям характер оберега и апотропея. Мифологические представления о ели сохранились у восточных и западных славян. На Руси свадебный каравай украшали столбиками-«елочками» из теста, использовали узор в елочку. На Украине в канун купальской ночи, чтобы уберечь скот от болезней, еловые ветки втыкали перед воротами, перед хлевом, в стреху крыши и другие места. Поляки при первом удое молоко процеживали через еловые веточки, чтобы оно не испортилось. В Белоруссии при закладке дома освященные еловые ветки подкладывали под все четыре угла, чтобы предохранить его от грома. Там же, в целях предохранения от грома и ветра, еловые ветки втыкали в крышу и в стены, для сохранения от бури привязывали к яблоням, клали в подпол – «чтобы буря не тронула».
Геба считалась дочерью Зевса-Юпитера и была богиней вечной юности, исполнявшей обязанности виночерпия на пирах богов. Культ Гебы существовал во Флиунте на Пелопоннесе. На акрополе Флиунта росла кипарисовая роща и находился «очень древний и чтимый храм; богиню, которой посвящен этот храм, древнейшие писатели называют Ганимедой, позднейшие Гебой».
Описывая культ Гебы, Павсаний сообщает: «Среди знаков почета, которые флиасейцы воздают этой богине, величайшим считается то, что она имеет право оказывать покровительство прибегающим к ней с мольбой о защите ( рабам): молящим предоставляется здесь неприкосновенность, и рабы, закованные в цепи, избавившись от них, посвящали свои оковы богине, вешая их на деревья этой рощи».
В Южной Европе и Юго-Западной Азии кипарис имеет двойственную символику. С одной стороны он считается символом смерти, отчаяния и вечного горя, с другой – возрождения и бессмертия души, символом радости и милости. С древнейших времен кипарис был культово-символическим деревом, и лишь позднее он был поставлен в связь с культами подземного мира. В античной традиции кипарис уже рассматривался как дерево траура, посвященное богу подземного царства и эриниям. На этом основании его стали часто высаживать на могилах.
В японской культуре сосна считается "одним из трех друзей зимы, наряду с бамбуком и цветком сливы, и называется matsu-no-ke. На Новый год японцы раскладывают сосновые ветки вокруг своих дверей для привлечения удачи, поскольку сосна считается временным пристанищем богов, спускающихся на землю. В Японии верили в то, что при нисхождении на землю боги спускаются на верхушки сосен (и других высоких деревьев), растущих в горах, которые связывают землю с Такама-но хара - обиталищем богов на небе.
Сосна, кипарис и ива занимали особое место в обрядовой жизни корейцев. Особым почитанием пользовались сосна и кипарис – «с ними были связаны представления о королевских предках». С древних времен в Корее существовал обычай высаживать на могилах сосны и кипарисы, «чтобы придать духу умершему силу и тем самым спасти тело от разложения». Гробы изготовляли из сосновых досок с целью сохранения останков умершего, а поминальные дощечки – из кипариса. «Посох из сосны в траурных обрядах символизировал мать-землю» и «с его помощью шаманка (муданъ) прорицала и говорила от имени умершего. Сосна выступала не только как вместилище души, но и (в поэзии) как воплощение самого умершего».