Растения
Растения в мифологии
Растения в мифологии
Ценится плотная розовая или красновато-бурая древесина груши. Ее, в частности, применяют для изготовления музыкальных инструментов. Родина груши точно не установлена. Культивированная груша происходит, по-видимому, из Древней Греции (за 1000 лет до н. э.). Особенно много видов груши встречается на Кавказе и в Средней Азии.
Груша была священным деревом Геры, древнегреческой богини, сестры и супруги верховного олимпийского бога Зевса. Культ этой богини был распространен в Микенах, Аргосе, Тиринфе, Олимпии и на о. Самос, где в храме Геры Самосской хранился ее древний фетиш в виде доски. Самое древнее изваяние богини Геры в микенском храме было сделано из грушевого дерева.
У обских угров ель соотносилась с Мир-суснэ-хумом. Так, на родовом жертвоприношении хантов Тигоновых (р. Ляпин) в снег втыкали три деревца: ель, березу и кедр, изображавших соответственно Мир-сусне-хума, Калтащ и Нуми-Торума.
Ель играла большую роль в обрядовой жизни нивхов. Для медвежьего праздника выбиралась поляна среди лиственниц и елей. Столбы для привязывания медведя изготовлялись из «стройных елочек, очищенных, вплоть до пушистой верхушки, от коры». После того, как медведя выпускали их клетки, ему надевали ошейник и пояс и трижды обводили по ходу солнца вокруг землянки хозяина. «Во время обхода нивх из рода зятьев погладил зверя елочкой, а затем сломал деревце о его бок, что имитировало удар копьем». После того, как медведя убивали выстрелом из лука, его тушу привязывали к молоденькой елочке, воткнутой возле одного из столбов.
В Абхазии в древности справлялся праздник Аитара, семидольного божества скотоводства и земледелия, который назывался лаба Аитара - "палка Аитара". Главным атрибутом этого праздника была ореховая палка, которую втыкали в землю под деревом.
Абхазский нартский эпос сохранил свидетельство особого отношения к грецкому ореху, упоминающемуся вместе такими мифологически значимыми деревьями, как дуб и шелковица (тута). В абхазском варианте оскорбленная дочь ацанов вспарывает себе живот и, выхватив младенца Цвица, бросает его отцу и исчезает, дав наказ выкормить ребенка расплавленным металлом. Цвиц вырастает героем, помогая нартам во всех их подвигах.
Связь грецкого ореха с древними языческими божествами подтверждается многочисленными легендами, имевшими хождение в Средние века. В них утверждалось, что грецкие орехи «служили приютом для демонов, особенно женского пола, которые говорили прохожим непристойности». Одно из таких скандально известных деревьев было известно в Риме. Оно делало непристойные предложения каждому, кто останавливался послушать шелест листвы.
Греческий миф знакомит нас с историей происхождения орехового дерева. Дочь лаконского царя Диона Кария была возлюбленной Диониса. Умерев молодой, она была превращена Дионисом в ореховое дерево, покровительницей которого стала богиня Артемида. Когда девушки водили хоровод вокруг этого священного дерева в честь Артемиды, кто-то испугал их. Они бросились под его защиту и превратились в орехи. Слово «кариа» у древних греков означало «орешник», но чаще всего с этим названием отождествлялся грецкий орех.
Дикие экземпляры грецкого ореха начинают плодоносить через 9 лет, но культивируемый саженец при хорошем уходе может начать плодоносить и с 4—5-летнего возраста. Обильное плодоношение начинается с 15-20 лет и продолжается до 150—200 лет и более позднего возраста. Высокая пищевая ценность плодов грецкого ореха и лечебные свойства этого дерева издавна были известны человеку. Все части этого удивительного дерева – листья, плоды, кора, корни - обладают высокими биологически активными свойствами. Гиппократ советовал употреблять орехи при заболеваниях желудка, мозга, сердца, печени и почек. Очень ценной считается древесина грецкого ореха, из которой изготовляют многие высококачественные предметы.
Считалось, что алхимик "путем некоторых манипуляций, сопоставимых с познанием тайны женщины, мог постичь сущность мирового древа, получить доступ к космическому разуму и тайне созидания".
В китайской алхимии древом жизни, древом небес или райским деревом считался китайский ясень (ailanthus). Ясень глубоко почитался за удивительную способность расти практически в любом месте и при неблагоприятных условиях. Кроме того, у священного дерева было два пола, мужской и женский - с цветами, способными и неспособными к плодоношению.
В Древнем Риме мирт был посвящен богине любви Венере. Его ветви символизировали брачный союз, особенно союз сабинянского и римского племени при основании города. Поэтому выдающимся римским полководцам, как хранителям города, возлагались миртовые венки, называемые «овациями».
В Риме росли два миртовых дерева, состояние которых изменялось при переходе власти от патрициев к плебеям. Эти деревья называли Патрицианским и Плебейским. Считалось, что пока у власти находятся патриции, патрицианское дерево разрастается и зеленеет, а Плебейское - сохнет; но во время Марсийской войны, когда плебеи начали побеждать, их дерево снова ожило, а дерево патрициев начало сохнуть.
Несчастная судьба Ипполита была следствием соперничества между Артемидой и Афродитой. Ипполит, унаследовавший от матери почитание Артемиды, воздвиг ей новый храм в Трезене, в чем Афродита усмотрела личное оскорбление и решила наказать юношу.
На Элевсинских мистериях Федра встретила Ипполита, одетого во все черное, с венком цветов на голове, и страстно влюбилась в юношу. Она отправилась в Трезен и построила в городе храм Подглядывающей Афродиты рядом с гимнасием, в котором целыми днями упражнялся Ипполит. «Во дворе храма стояло старое миртовое дерево, листья которого она колола украшенной каменьями заколкой из-за неразделенной страсти. Листья этого дерева до сих пор еще хранят множество дырок».
Кидонское яблоко, или айва обыкновенная (Cydonia oblonga), было хорошо известно в древности. Древние греки относились к айве как к символу женского плодородия. Вкус этого плода – сладкий и одновременно вяжущий стал символом брака, в котором сладость любви может сопровождаться горечью измен и тяготами повседневности. Известно, что древнегреческий законодатель Солон издал закон, согласно которому новобрачная должна была съесть перед первой брачной ночью кидонское яблоко. Вкус плода должен был помочь ей постичь тайну брака.
Айва со временем превратилась в символ брака, однако старый обычай вручать невесте айву был весьма древним. «Жених плод не ел – свидетельство того, что обычай уходит корнями в древние времена, когда считалось, что только женщина способна к размножению».