Р.Грейвс пишет в «Белой богине», что осенний праздник в честь Диониса носил название «Амбросия» и  предполагает, что на празднике Амбросии «участники вкушали поганки, чем доводили себя до божественного безумия». В «Мифах Древней Греции» Р.Грейвс указывал, что амбросия «скорее всего была ячменной кашей, заправленной растительным маслом и измельченными фруктами». Добавим от себя, что  первоначально, возможно, вместо измельченных фруктов использовались измельченные поганки.

По мнению Грейвса именно эту поганку  - panaeoluspopilionaceus, погружающую в глубокий транс,  «ели адепты во время элевсинских, самофракийских, критских мистерий и становились вровень с богами способностью к трансцендентетным видениям». На то, что безумствующие менады первоначально одурманивали свое сознание галлюциногеном, указывает и сам характер  «одержимости Дионисом»: Ликург видит вместо сына виноградную лозу, Агава видит вместо сына животное, пираты видят вместо мачт и весел змей  и т.д. Позже вино заменило не только поганки на пирушках менад, но и кровь, проливавшуюся при жертвоприношениях.

 

Дионис одарил людей не только даром вина и возможностью  испытать божественное вдохновение, но и такие известные жанры художественного произведения, как трагедия и комедия, обязаны своим происхождением дионисийскому культу. Истоки комедии кроются в шутках и песенках фаллоносцев сельских Дионисий, отсюда же ведет и свое происхождение трагедия, но это название, до последнего времени связываемое с козлом – «трагос», может быть пересмотрено в свете замечания Дж. Е. Харрисон («Пролеголмены», гл. VIII), о котором упоминает Р. Грейвс: «Она... высказала предположение, что слово «трагедия» могло возникнуть  не от tragos, что значит «козел», а от tragos, означавшего полбу, из которой в Афинах варили пиво. Она добавляет, что в ранней вазописи в качестве спутников Диониса изображались люди, одетые лошадьми, а не козлами, и что его корзина для винограда изначально была веялкой. И действительно, ливийский и критский козел ассоциировался с вином, а эладский конь – с пивом и нектаром».

Греческие мифы связывали кентавров с буйством и неумеренным потреблением неразбавленного вина. Как тут не вспомнить, что Дионис одарил кентавра Фола вином за четыре поколения до Геракла и предсказал Фолу хотя и долгую жизнь, но с неминуемую смерть. Предсказание о гибели получил от Диониса и Ахилл. Мартин Нильссон пишет, что в Греции  культура виноградаства и виноделия "гораздо старше Диониса", что "магические обряды оказались связанными с именем конкретного бога гораздо позже, когда сложилось представление о том, что каждый праздник должен быть посвящен определенному богу".

Принятый в сонм греческих богов, Дионис взошел не только сам на Олимп, но, и, спустившись в Аид, вывел оттуда свою мать Семелу, подкупив Персефону миртом. Скрывшись под именем Фионы (Тионы), принятом чтобы не вызывать зависти у других умерших, мать Диониса  тоже заняла свое место среди богов. Фиас (тиас) – это торжественное шествие в честь Диониса-Вакха. Имя  Фиона (Тиона) означает "неистовая".

 Использованные материалы:

  1. Мартин Нильссон. Греческая народная религия:
  2. Р. Грейвс. Белая Богиня;
  3. Р. Грейвс. Мифы Древней Греции.