У эвенкийского шамана было много духов-помощников, помогавших ему в путешествиях по трем мирам вселенной. Каждый дух имел свою спецификацию. Так, предки служили духами-помощниками в верхнем мире, олень, лось хищные звери, ворон и даже дерево - помощниками шаманов в среднем мире, т.е. на земле, а мамонт, змей, рыба, ящерица и лягушка вместе с душами умерших людей (мугды) - в нижнем мире. Однако представление о пользе, приносимой ящерицей, сохранилось только в шаманских обрядах, тогда как в эвенкийском героико-архаичном эпосе и в некоторых фольклорных текстах, ее образ обнаруживает негативный оттенок как раз по причине связи с преисподней. Так, в героическом сказании "Храбрый Содани-богатырь" ящерицы вместе с жуками выступают манифестацией силы злого духа подземного мира. Сила богатыря проявляет себя в гневе, наполняющем и распирающем его, мгновенно увеличивая физические параметры тела. В ответ на это противник богатыря демонстрирует свою "силу": «Все поле тогда заполнилось Множеством снующих жуков, Множеством ускользающих ящериц». Ясно, что силу злого духа составляет множество обитателей преисподней, находящихся под его властью, - злых духов болезней в образе ящериц и душ умерших в образе жуков. В представлениях многих народов души умерших могли иметь вид насекомых. К примеру, чукчи видели именно в жуке внешний образ души. Обские угры, селькупы и ненцы считали что душа умершего превращается в водяного жука. По поверьям манси в жука превращалась душа умершего мужчины, а в паука - душа женщины. Поэтому присутствие жуков в преисподней вместе с ящерицами не вызывает удивления.
Негативный аспект ящерицы отчетливо проявился и в описании бытовой ситуации, приведенной в одном из фольклорных текстов, опубликованных Л.В. Озолинь в орокско-русском словаре. У всех народностей, живших в суровых условиях северного климата, особенно ценилось умение будущей жены и матери вести домашнее хозяйство: выделывать шкуры, шить из них одежду, украшать ее вышивками-оберегами, разбираться в съедобных растениях и пр. Мастерство невесты и польза, которую она принесет домашнему хозяйству будущего мужа, в приводимом тексте передается через образ оленей, приведенных невестой в качестве приданого. А бесполезность богатой невестки для домашнего хозяйства выражается в принесенных ею в корзинке лягушках, жабах и ящерицах. Конечно, этот мотив имеет в своей основе представление о верхнем мире тепла и солнца, зооморфным олицетворением которого был олень, тогда как холодный нижний мир, служащий местопребыванием душ умерших и злых духов болезней, представлялся наполненным ящерицами, лягушками, жуками и змеями.
В шаманстве тунгусо-маньчжурских народов Сибири и Дальнего Востока известно 5 категорий шаманов, связанных с животными образами и с силой шамана. У эвенков камлали шаманы всех пяти категорий, у нанайцев и удэгейцев - только часть. В становлении шамана важную роль играли символы перехода - ящерицы, лягушки или змеи, поэтому их изображения наносились на один из первых шаманских атрибутов - колотушку. У нанайских шаманов ящерицы, змеи и лягушки были духами-помощниками нижнего мира. В верхнем небесном мире эту роль выполняли тигры, лоси, изюбры, олени и др. животные. Изображения всех духов-помощников считались их вместилищами. Они нашивались на шаманские плащи и рукавицы, на шаманской юбке красками рисовались «два тигра, два дракона, много змей, ящерицы и лягушки». В нанайском шаманизме важную роль играло представление о шаманском дереве - потоха мо, созданном, по одной из версий, самим Хадау. Это дерево представлялось очень высоким, касающимся верхушкой неба. На нем росли священные шаманские атрибуты, но самым примечательным было то, что кора его "представляла собою вечно шевелящуюся живую массу, состоящую из лягушек, ящериц, змей". Сам шаман считался земным аналогом этого дерева.
В музейную коллекцию по шаманизму нанайцев, собранную Ю.А. и Л.И. Семами, входят женский шаманский халат, пояс с подвесками, изображение духа-помощника шамана, бубен и колотушка. Все предметы принадлежали большой шаманке Нэнэ Оненко и были переданы ее внучкой Ю.А.Сему. Халат шаманки был украшен на рукавах изображениями змеи, на груди - изображением ящерицы, на поясе - драконов. На спине в центре был изображен мифологический сюжет времени творения мира: круг в виде огненного змея красного цвета с расходящимися лучами, - символ верхнего мира. "Внутри круга-змея были изображены животные времен творения мира – тигр вверху и две утки внизу. Эти изображения олицетворяют миф о творении мира двумя утками – верха и низа вселенной и хозяина гор – небесного посредника тигра – духа помощника шаманов". В этом халате Нэнэ Оненко камлала в начале ХХ века.
С образом ящерицы были связаны и священные родовые деревья, имевшиеся у каждого нанайского рода. Изображение живущего в стволе родового дерева духа Пиухэ вырезали внизу ствола. Он представал перед людьми в антропоморфном образе светоносного старца, но его древнейшее происхождение проступало в образах духов - его сыновей и дочерей. Они могли появляться перед людьми не только в антропоморфном облике, но и в зооморфном - в виде ящериц, жаб, лягушек и змей. Нанайцы считали, что в ветвях родового дерева сидели в виде птичек души детей, которым предстояло родиться у женщин данного рода. Очень часто на свадебных халатах нанайцев, ульчей, орочей и уйльта изображалась пара деревьев-прародителей с изображением знаковыми животными трех миров. Эта композиция несла идею плодородия, воплощенного в каждом из трех миров. К. Бельды сообщает, что иногда на свадебном халате можно было заметить некоторые части, которые соотносили его с шаманским деревом: "круглые листья толи, колокольчики конгор, рога тимо". По этим деталям можно было определить принадлежность невесты к шаманскому роду. На некоторых вышивках корни заменялись изображением змей, ящериц и жаб, а под деревом вышивалось изображение священного первопредка, тотема, от которого произошел род. Им мог быть и человек, и лось, и косуля, и орел, и коршун. Иногда символику плодородия нижнего мира несло изображение пары ящериц (змей) и лягушки.
Негидальцы при головных болях надевали на голову в качестве лечебного средства деревянный обруч, к которому были привешены "изображения духов головной боли - две деревянные маскетки, одна с шестью, другая с восьмью рожками, увенчанные головками жаб и ящериц". У ороков шаман управлял своими духами-целителями, имевшими облик ящериц, змей, жаб, даже дождевых червей и духами-помощниками в образах птиц, тигров, медведей. Их изображениями украшали ритуальные головные уборы, нагрудники, бубны и колотушки. Нивхи на конце рукоятки шаманской колотушки вырезали голову духа-помощника шамана - ящерицы, змеи, гагары или медведя. Кроме изображений на шаманских атрибутах, у нивхов было множество деревянных фигурок, которые служили украшением в жилище и могли, по представлениям нивхов, отгонять злых духов. Часто они имели зооморфный вид - ящерицы, змеи, жабы, медведя, тигра или рыбы. Нетрудно узнать в них духов предков - семейных охранителей. По истечение определенного срока, их уносили в лес, и прятали, прикрыв еловыми ветвями.
Использованная литература:
- Эвенкийские героические сказания / Сост. А. Н. Мыреева;
- С.Н.Скоринов Краткий мифологический словарь. Нанайцы;
- Сем Т. Ю. Символика и семантика обрядовой одежды тунгусов (к иконографии богов плодородия);
- Ю. Сем Шаманизм и верования тунгусоязычных народов Приамурья в музейных собраниях Ю.А. и Л.И. Сем;
- К. Бельды Дерево - молчаливый двойник человека;
- Подмаскин В.В. Народные знания негидальцев;
- Ч.М. Таксами Представления нивхов о вселенной и мире мертвых