Рептилии
Пресмыкающиеся (рептилии) в мифологии
Пресмыкающиеся (рептилии) в мифологии
Для пригималайской и восточных зон Тибета характерно представление о вселенной в виде материка, плавающего в океане на спине огромной черепахи или рыбы, придавленной для большей устойчивости горой. Черепаха считалась живой моделью Вселенной: "Вся Вселенная умещается в черепахе. Голова ее обращена на юг, хвост – на север, лапы – на восток и запад. Юг содержит элемент огонь и соответствует знакам лошади и Змеи; запад – это металл или Петух и Обезьяна; север – вода или Свинья и Мышь; восток – дерево или Тигр и Заяц".
У народов Юго-Восточной Азии черепаха была символом земли, моря, долголетия и прочности. Божество моря Тхэн Биен представлялось в виде гигантской черепахи, покоящейся на дне моря. Морские приливы и отливы объяснялись ритмом его дыхания: вдох - отлив, выдох - прилив. Если черепаха начинала ворочаться, на море поднимались волны и начиналась буря.
У вьетов черепаха входила в число четырех сверхъестественных животных: феникс, дракон, черепаха и единорог (или лошадь-дракон). В первых числах нового года вьеты справляли Праздник весны. Впереди торжественной процессии шли знаменосцы с пятью белыми флагами, символизировавшими пять элементов, и четырьмя разноцветными, символизировавшими стороны света. "Вслед за четырьмя флагами "сторон света" несли еще четыре. На первом был изображен дракон - символ императорской власти, а также символ водной стихии, на втором лев (символ силы, символ земных сил), на третьем - черепаха (символ мудрости) и на четвертом - мифическая птица-феникс (символ бессмертия)".
В корейской мифологии черепаха, также как и в китайской, соотносится с севером: одним из 4-х священных зверей – духов 4-х сторон света был "Черный воин" – Хёнму, дух-охранитель севера, который имел облик черепахи, обвитой змеей, с противостоящими друг другу головами с высунутыми языками. «Черепаха живет 10.000 лет, отчего она служит символом долговечности и силы; поэтому громадные высеченные из дикого камня черепахи нередко украшают ворота и стены как крепостей, так и частных домов. Громадные высеченные из камня черепахи служат также на могилах основанием для памятников; надгробная плита устанавливается стоймя на спине черепахи. Государственная печать Кореи имеет тоже форму черепахи и высечена из мрамора».
У нигерийской народности нгбо черепаха является символом богини земли и плодородия Але (Ала, Ана, Ани, Айя). Считалось, что Але создала землю и растительность. От нее зависит урожай.По некоторым мифам ее супругом выступает громовержец, символ которого – змея. В др. вариантах он ее брат. Их общий символ – крокодил, их общий посыльный на землю – Абара. Как слуга Але он держит в одной руке траву, в другой – меч. Наказывает людей от имени Але. Главный предмет культа Але – огромный барабан, в который били во время войны и на который складывали головы врагов.
Одним из персонажей древнекитайской мифологии выступает гигантская черепаха Ао, плавающая в море. На ее спине лежат три священные горы – Инчжоу, Пэнлай и Фанчжан. "Древние комментаторы сообщают, что иероглиф "ао", ныне вышедший из употребления, означал огромную морскую черепаху". В средневековой китайской литературе Ао стала символом достижения высшей учености и высших ученых степеней. Дух Полярной звезды и покровитель экзаменов изображался стоящим на спине Ао. В отдельных случаях его изображали как рыбу, иногда и с человечьей головой. Существовало представление о горе Ао - Аошань, располагавшейся на островах блаженных.
В мифах индейцев Центральной Америки образ черепахи отражает представления о земле как о твердой основе, о плавающем острове, транспортном средстве, перевозящем людей после потопа и даже скаковом животном мифических предков. У горных тотонаков земля ассоциировалась с водяной черепахой, вырастившей у себя на спине Молодого Бога Кукурузы. Майя в росписях на сосудах изображали рождение бога Кукурузы «из зияющей трещины в спине водяной черепахи». На некоторых изображениях этот бог появляется из расщепленной горы. Возведенные майя платформы и пирамиды в Калакмуле (юг Мексики) обрамляли площадь, на которой плоский выход коренного известняка был покрыт "резными фигурками, изображавшими появление предка всех людей из нижнего мира через трещину в панцире черепахи-Земли. Первый Отец был возрожден в облике бога маиса, который вырастал из земли подобно растению кукурузы". С возрождением майя связывали три звезды пояса Ориона, называя их "либо тремя камнями, что установлены в "сердце творения", либо "черепахой возрождения". Кроме "черепахи возрождения" майя было известно созвездие Черепаха (Ак), состоявшее из звезд созвездия Близнецов. "Майя использовали их для определения времени в ночные часы". Ударные инструменты изготовлялись из панциря черепахи.
Символом черепахи у североамериканских племен был «круг с шестью выступами, обозначающими голову, хвост и ноги». Индейцы лакота считали, что «первоначально черепаха была огромной, могучей, опасной и ловкой. Один из источников ее силы заключался в способности действовать как в воде, так и на суше». Поэтому черепахе приписывались функции «хранителя жизни», и ее изображение первым делом помещали на пупок новорожденному. При этом одна часть обрезанной пуповины вместе с ароматными листьями вкладывалась в мешочек в виде черепахи, а вторая зарывалась в землю. Мешочек-черепашку ребенок должен был носить на спине, и когда он начинал ходить и шалить, говорили, что он «ищет свою пуповину». В медицинской практике считалось, что черепаха помогает при хирургических операциях, а растертое в порошок черепашье сердце «смешивали с водой и принимали вовнутрь для заживления ран».
В шумерском мифе описывается как храм Апсу был затоплен во время половодья, и как Энки удалось прекратить наводнение. Миф гласит, как Нинурта "окрашивает волну в темный и желтый цвет, делая ее сердце мятежным и обращая ее лик против целого света". Энки узнает о происходящем, и, когда чудовищная волна половодья обрушивается на храм Апсу, посылает к Нинурте своего советника. Нинурта, однако, не поддается на уговоры и отказывается выйти. "Тогда Энки прибег к хитрости. Он создал черепаху, поместил ее у входа в Апсу и, солгав, объявил Нинурте, что его пост передан черепахе. Нинурта вышел наружу, черепаха ловко зашла ему за спину, быстро вырыла яму и сбросила туда Нинурту".
В античную эпоху на месте зодиакального знака Весов изображались клешни Скорпиона; египтяне же изображали здесь двух черепах. «Египтяне, - писал Дж. Массей в «Типологии потопа и ковчега», - помещали двух черепах в знаке Весов – измерителя наводнений. Это обозначало точное время в году в фиксированном Зодиаке, когда вода поднималась выше всего, а затем вновь начинала спадать и вновь показывалась земля. Это были две черепахи наводнения».
В мифологических представлениях Древней Индии с черепахой соотносится основание земли. Считалось, что "земной диск вместе с горой Меру покоится на спинах четырех слонов: сильных, надежных и неизменных держателей мира. Слоны стоят на панцире огромной черепахи, а сама черепаха лежит на свернутом кольце – теле исполинской кобры". В другом варианте на черепахе покоится змей Шеша, а на нем - мир. Однако незыблемость земли, покоящейся на черепахе, подвержена разрушению в конце текущего космического цикла - калиюги. Пураны по-разному описывают уничтожение мира в конце калиюги. В одной из пуран утверждается, что при появлении Вишну в аватаре Калки - верхом на белом крылатом коне - будут уничтожены все злые обитатели земли, а земля - повержена в пучину. Конь Вишну изображается с поднятой правой ногой. "Когда он ударит ею по земле, черепаха, поддерживающая змею Шешу, на клобуке которого покоится мир, упадет в бездну и тем самым освободится от своего бремени".
Мифология (c) 2011 -