В мифах забайкальских эвенков-орочонов говорится о сосне как о вселенском дереве или о двух соснах: одной прямой и высокой до небес, а второй кривой - символах деревьев добра и зла. На шаманских же мольбищах устанавливали в качестве загородки, преграждавшей путь злым духам верхнего и нижнего миров, лиственницы. В центре шаманского чума, символизировавшего средний мир, устанавливали в ритуальный очаг березу , считавшуюся шаманским деревом. Поднявшись по этому дереву, шаман через отверстие (Полярную звезду) проникал в верхний мир. Еще одним путем проникновения на небо считалась радуга.
Шаманское дерево туру, занимавшее центральное место во всех шаманских обрядах, не только символизировало миры Вселенной, мировой столб, их пронизывающий, лестницу – дорогу шамана и божеств, но являлось местом рождения души будущего шамана, которого воспитывали орел и медведь. Во время обряда посвящения в шаманы умначен у забайкальских эвенков строили специальный шаманский чум с галереями, моделирующий космос. С восточной стороны чума устанавливали шаманское дерево с тремя перекладинами. Оно служило путем шаману на небо и лестницей для верховного божества. Рядом устанавливали второе дерево с гнездом наверху и одной перекладиной – оно служило местом сбора духов-помощников шамана. Главную роль в обряде умначен играл ритуальный очаг, который устанавливали на юго-восточной стороне чума. Четыре фигурки предков по сторонам очага с медведем в центре - месте рождения души шамана - охраняли его, ожидая появления новой шаманской души. Вокруг очага устанавливали ограду из дерева. Как только вылетала душа шамана, старый шаман хватал ее и помещал на дощечку с 9 аняканами – помощниками шамана, установленную на высоком шесте с поперечными планками по числу слоев Верхнего мира. Шест выступал символом шаманского дерева и пути на небо.
Очаг, в котором рождалась душа шамана, - место пересечения вертикальной и горизонтальной моделей Вселенной, представлял собой пуп Вселенной, который открывался при рождении шамана. Он был соединен невидимыми нитями с колом Вселенной – Полярной звездой, поэтому рождение шаманских душ имело космическое значение – одновременно с ним происходило обновление жизни. И души всех участников обряда тоже рождались как бы заново вместе с шаманской душой. Для большей наглядности все участники проходили через огромные ворота в образе лосихи – воплощения Вселенной, очищаясь священным огнем и окуриваясь дымом багульника. После чего ограда очага – место рождения – разбивалась фигурой рыбо-зверя в образе мамонта – первотворца Земли. Разбивание символизировало акт первотворения, т.е. рождения на космическом уровне.
У эвенков-орочонов будущий шаман узнавал о своем избранничестве во сне, в котором духи показывали ему лиственницу мугдыкен, в которой обитала душа прежнего шамана, и лося, из шкуры которого необходимо было изготовить бубен. Лось был белым или с белыми пятнами, а лиственницу можно было узнать по сломанной молнией или ветром вершине. Дерево должно было расти у ключа и иметь обязательно красноватую древесину, не тронутую гнилью. Отыскав по этим приметам нужное дерево, делали на его стволе два надруба со стороны восхода солнца и откалывали дранку необходимой длины для изготовления обечайки бубна и основы для колотушки.
По представлениям эвенков-орочонов родовая территория неродившихся душ оми находилась на звезде Чалбон (Венера). С этой планетой были связаны шаманские обряды верхнеамурских эвенков. Они считали, что Чалбон является прародиной людей и что на ней находятся неродившиеся души (оми) всех людей, в том числе шаманов. Вся территория звезды Чалбон представлялась разделенной на родовые участки, на которых росли только сухие лиственницы (мугдыкен), многие из которых имели сломанные вершины. Считалось, что все они увешаны птичьими гнездами, где помещались души оми, причем оми простых людей выглядели как птенцы синички (чипиче-чиче), а души шаманов находились в дуплах этих сухих лиственниц в виде птенцов перелетных птиц (орлов, лебедей, гагар, куликов и т. д.). Во время всех своих камланий шаман использовал тагу - тонкие и высокие лиственницы с пучком ветвей на самой макушке, на которых отдыхали души-помощники шамана и душа самого шамана во время путешествий. Путь к Чалбон считался самым длинным - его составляли 27 тагу - и открыт он был только самым сильным шаманам.
Использованные материалы:
- Ю. Сем Традиционные верования и ритуалы в картине мира эвенков Байкало-Амуро-Сахалинского региона;
- А.И.Мазин. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов.