Этруски проводили различие между смоковницами с темными и светлыми плодами. Те растения, которые находились под покровительством "нижних, противоположных богов", признавались несчастливыми. В их число входили папоротник, темная смоковница, т.е. дерево со смоквами черного цвета, остролист, лесная груша, ежевичный куст и терновник.
Древнеиранский бог Митра появился на свет из скалы на речном берегу и встал под крону священного фигового дерева – символа знания и жизненной силы. В руках юное божество уже держало атрибуты своего служения: факел, освещающий путь, и кинжал для убийства первозданного быка. Существуют также сцены рождения Митры, изображающие его высунувшимся на половину из верхушки дерева, вероятно, той же священной смоковницы.
В Индийской мифологии известен образ священной смоковницы Ашваттхи – Мирового древа, воплощавшего собой «сакральность непрерывно возрождающейся Вселенной». Корни представлений о Мировом дереве - священной смоковнице, фиговом дереве или ficus religiosa ведут в еще доведическую Индию. На печатях протоиндийской культуры III тысячелетия находят изображения этого дерева, примечательного тем, что его ветви растут в четырех направлениях.
Благодаря этой особенности «ашватта стала олицетворением четырех основных и четырех промежуточных частей света. (Ветви и крона ее соответствовали зениту и надиру)». В памятниках ведического периода ашваттха-смоковница – мировое дерево, под которым боги сидят на самом высоком, третьем небе. В мифологии индуизма это дерево именуется Врикша Раджа, "царь деревьев", Брахма, Вишну и Шива живут в нем, и оно считается также местопребыванием душ умерших.
Ашваттха буквально означает«лошадиная стоянка». Знаменитая загадка из «Ригведы» так рисует этот образ мирового древа:«Два орла, два связанных друг с другом товарища, / Обхватили одно и то же дерево. / Один из них ест сладкую винную ягоду, / Другой наблюдает, не вкушая. /.../ На дереве том, где вкушающие мед орлы / Селятся, размножаются все, / На вершине его, говорят, - ягода сладкая, / До нее не доберется тот, кто не знает отца». (Ригведа I 164, 20, 22) Разгадка: две птицы – солнце и луна, день и ночь и т. п.
С ашваттхой связаны близнецы Ашвины, имя которых производится от др.-инд. aśva – «конь». Их представляли в Древней Индии в виде птиц или птиц-коней. В древнеиндийской мифологии известен ритуал жертвоприношения коня – ашвамедха. Царь, желавший иметь потомство, выпускал на волю коня и вместе с войском следовал за ним, подчиняя себе правителей тех стран, где оказывался конь. По истечении года конь торжественно приносился в жертву. В упанишадах с ашваттхой связывалось сотворение мира из частей коня. Конь у мирового дерева – это замена ритуала жертвоприношения человека.
Использованные материалы:
- А. И. Немировский. Этруски. От мифа к истории;
- М. Элиаде. Очерки сравнительного религиоведения;
- Л. Жуковская. Формы проявления культа природы в пантеоне и ритуалах ламаизма //Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии;
- Мифы народов мира, т. I.