Растения
Растения в мифологии
Растения в мифологии
В греческой мифологии из капель крови Прометея вырастает чудесный цветок, из которого Медея делает мазь, предохранившую Ясона от жара, изрыгаемого огнедышащими быками. Жители острова Саламина рассказывали, что "когда умер Аякс, то в их стране впервые появился цветок, белый с красноватым оттенком; и сам он и его листья немного меньше лилии; и на нем видны те же буквы, как на гиацинте". (1)
Древнеегипетские художники отлично понимали, что лотос и геральдической цветок Верхнего Египта представляли собой два совершенно разных вида растений. Свидетельство тому можно видеть на фреске в усыпальнице в Фивах, где Аменхотеп III изображен сидящим на престоле, который поддерживают две колоны спереди и одна сзади. Задняя колонна имеет вид стебля папируса, а из двух передних колонн одна символизирует лотос, а другая - лилию, традиционный геральдический символ юга. Во внутреннем дворике Карнакского храма стоят две свободно стоящие колонны, воздвигнутые при Тутмосе III. "Высокий рельеф на колонне с северной стороны от входа изображает три стебля папируса. На колонне с южной стороны от входа высечены тоже три стебля, но, увенчанных сложным стилизованным цветком с частично отогнутыми лепестками. И если вы теперь на минуту оставите Египет и вспомните символический герб французской монархии, вы сразу же узнаете в них знаменитый «Fleur-de-Lys».
В мифологическом плане раннее появление весенних цветов связывало их с представлениями о детстве и юности, их увядание под набирающими силу солнечными лучами, с безвременной смертью. Греки и римляне на всех своих праздниках всегда носили венки из цветов. В русской обрядности венки украшали девиц в праздничных хороводах. С помощью венков, бросая их в проточную в воду, гадали о сроке жизни: утонувший венок был плохим знаком, считалось, что его владелица умрет в течение года. Во многих традициях цветы использовались в похоронной и погребальной обрядности: усопших и их могилы осыпали цветами. Сколь древна эта традиция можно видеть на примере неандертальского захоронения в пещере Шанидар (см. Загробный мир. Часть1) А. Голан пишет, что "цветы, будучи плодами земли, в символике неолита были связаны с культом божества земли. В Древней Греции на празднествах водили в процессии быка, украшенного цветами, а в Древнем Египте – барана, украшенного цветами".
Гелиотроп получил свое название (Гелиос — Солнце и тропе — поворот) не за окраску - его цвет сиреневый -, а за то, что его цветки, подобно подсолнечникам, поворачиваются в сторону источника света. И этот цветок греческий миф связывает с Клитией, но не с вавилонской принцессой, а нимфой, дочерью Океана, страстно и безответно полюбившей Гелиоса, бога солнца. Несчастная нимфа не могла оторвать взора от любимого и весь день с тоской поворачивала голову вслед за двигавшимся по небосклону светилом. Без воды и пищи нимфа иссохла и превратилась в цветок гелиотропа.
Шаманское дерево туру, занимавшее центральное место во всех шаманских обрядах, не только символизировало миры Вселенной, мировой столб, их пронизывающий, лестницу – дорогу шамана и божеств, но являлось местом рождения души будущего шамана, которого воспитывали орел и медведь. Во время обряда посвящения в шаманы умначен у забайкальских эвенков строили специальный шаманский чум с галереями, моделирующий космос. С восточной стороны чума устанавливали шаманское дерево с тремя перекладинами. Оно служило путем шаману на небо и лестницей для верховного божества. Рядом устанавливали второе дерево с гнездом наверху и одной перекладиной – оно служило местом сбора духов-помощников шамана. Главную роль в обряде умначен играл ритуальный очаг, который устанавливали на юго-восточной стороне чума. Четыре фигурки предков по сторонам очага с медведем в центре - месте рождения души шамана - охраняли его, ожидая появления новой шаманской души. Вокруг очага устанавливали ограду из дерева. Как только вылетала душа шамана, старый шаман хватал ее и помещал на дощечку с 9 аняканами – помощниками шамана, установленную на высоком шесте с поперечными планками по числу слоев Верхнего мира. Шест выступал символом шаманского дерева и пути на небо.