Растения
Растения в мифологии
Растения в мифологии
Желуди служат излюбленным кормом свиней, кабанов и даже некоторых птиц. Связь диких свиней и кабанов с культом дуба и громовержца отчетливо проступает в древних дубах, найденных на «перекрестке двух торговых путей средневековья "из варяг в греки" и из Киева в Чернигов. Их подняли со дна Десны и Днепра в 1909 и 1975 гг. при расчистке дна этих рек. Радиоуглеродный анализ второго из этих дубов показал, что он перестал существовать (вероятно, упал вследствие подмыва берега) в середине VIII в». Самым поразительным было то, что в стволы деревьев, там, где начинали расходиться ветви, «были симметрично и прочно засажены кабаньи челюсти».
Дубовые деревья – долгожители лесов, некоторые экземпляры могут достигать возраста до полутора тысяч лет. «В Армении на склоне горы Дюр-Сар вблизи селения Нижний Агдан, 1974 году погиб от старости дуб, простоявший здесь более 1520 лет. Окружность его ствола у основания была 10 метров. По преданию он был посажен в 451 или 449 году нашей эры знаменитым армянским полководцем Варданом Мамиконяном после победы над персидскими войсками». Плодоносить в лесах дуб начинает в 80 лет, а на открытых – в 40-60. «К 500 годам он становится высотой до 70 метров, а по некоторым указаниям, и до 100 метров. Если дуб растет в смешанном лесу, то к старости остается обычно одиноким, так как деревья, росшие с ним вместе, не такие долговечные».
В Сахаре индикатором грунтовых неглубоко залегающих (до 5-8 м) пресных вод служат акация, фисташка, сальвадора и атлантическая ююба. Для Центральной и Южной Сахары именно акация имела важное индикационное значение: она указывала на воды, залегающие на глубине до 25 м.
Акация служит живым барометром: если пчелы облепляют цветки акации, - будет дождь. Секрет заключается в усиленном выделении цветками нектара перед дождем. «И желтая, и белая акации перед дождем, когда воздух становится более влажным, в центре каждого цветка выделяют капельку душистого нектара». В сухую погоду пчел у акации не видно.
Кочевые племена аравийских пустынь поклонялись этому дереву на протяжении тысячелетий. По преданиям, человек, сломавший ветку акации, должен был умереть в течение года. «Акацию называли материнским деревом, ее сок символизировал месячную кровь».
В развернутом варианте это предание связывает чередование периодов жары и потопа со спором между Нумом и его вечным соперником Нга. «Этот спор и вызывает столкновения, в которых гибнет земля, скрывается Солнце в темнице Нга, рождается и умирает человек". Ритм этих повсеместных столкновений различен: через каждые семь десятков лет в тундру приходит большая жара, а через каждые две тысячи лет приходит большой потоп, чтобы все уничтожить. Этот потоп посылает Хэбидя Хо Ерв (Хозяин Священной березы), единственный дух, с которым не в силах совладать даже сам Нум. Он живет в дупле семиствольной березы. Через каждые две тысячи лет он поднимает свою березу, и из-под нее корней разливается по земле вода великого потопа. Люди гибнут, затем они появляются вновь и живут две тысячи лет.
Северные ханты поклонялись Мув-керты-ху («Землю вращающий человек»), создававшему своими постоянными перемещениями смену дня и ночи, тепла и холода. Он объезжает землю на белом коне и наблюдает за жизнью народа, а нуждающимся оказывает помощь. Для того, чтобы эта помощь была существенной и своевременной, каждая семья хранила небольшое изображение всадника из светлого дерева - березы. А чтобы максимально приблизить изображение к «оригиналу», каждую ногу коня ставили в серебряную тарелочку - он ведь не может ступать на грешную землю.
Буряты считали березу деревом, отвращающим зло, защищающим от злых духов и сглаза. Так, у дома, где появился новорожденный, «буряты втыкали берёзку — это означало, что никто посторонний не может в него входить». Важную роль играла береза в шаманском обряде посвящения. Обряд проводили шаман и девять его «сыновей». Прежде всего в юрте устанавливалась большая береза, «корнями в кострище, а верхушкой выходящая через верхнее отверстие (дымоход). Эта береза называется УДЕШИ БУРХАН, «страж врат» (или «бог-смотритель»), поскольку она открывает шаману вход на Небо. Она навсегда остается в шатре, являясь признаком жилища шамана». В том месте, где будет проходить церемония очищения, устанавливаются три выкопанные с корнями березы, которые называются «столбами». К одной березе складываются жертвы , а к ветвям привязываются ленты, ко второй привязывается колокольчик и шкура жертвенного животного, а на третью неофит должен будет влезть. Затем устанавливаются девять срубленных берез, на которых будут выставлены шкуры девяти жертвенных животных и девять столбов, к которым будут привязаны жертвенные животные. Все березы украшены ленточками и каждая соединена с главной березой в юрте двумя ленточками красного и синего цвета: «это символ «радуги»-дороги, по которой шаман достигнет обиталища духов, Неба».
Особое отношение к березе сохраняется у алтайцев и по настоящее время. «Так, ни при каких обстоятельствах молодой парень не может срубить молодую березку, это рассматривается как кощунственный святотатственный акт, за которую он или его будущая жена, дочь могут серьезно поплатиться. Только когда женится молодой алтаец, то для брачного полога своей будущей невесты могут быть срублены две березки, свидетельствующие о ее целомудренности и являющиеся одновременно символическим жестом благопожелания плодородия и здоровья будущей матери». Связь березы с плодородием особенно ярко проступает в обряде жертвоприношения лошади Ульгеню у кумандинцев- коча-кан тайылга.
Священным деревом считали березу и удмурты. По мифологическим представлениям удмуртов вселенной управляет живущий на небе бог Кылдысин. В древние времена он жил на земле, среди людей, и в образе старика в белой одежде ходил по полям земледельцев, наблюдая за их работой. Когда люди перестали носить белую одежду и покрасили ее в синий цвет, а поля так расширились, что ему негде стало ходить, оскорбленный бог удалился на небо (по некоторым вариантам – под землю. Существовал миф о двух Кылдысинах – небесном и подземном). Люди долго молили бога у священной березы спуститься к ним вновь. Тогда Кылдысин появился на вершине березы в виде красной белки. Охотники, намереваясь оставить бога на земле, подстрелили белку, падая, она превратилась в рябчика, когда же подстрелили рябчика, тот превратился в тетерева, затем в окуня – и скрылся в реке.
Хакасам иногда ее жилище представлялось храмом с золотыми дверями на священной горе Ымай идже, иногда Умай выступала в облике белой птички на кроне березы с золотыми листьями, которая стоит в земле, «где никогда не вянут травы», «где никогда не желтеют деревья». Дух огня представлялся хакасам в образе женщины, «матери дома», охраняющей жилище и самого хозяина как днем, так и ночью, а местом отдыха хозяйки огня также считалась «богатая береза, имеющая золотые листья». В хакасских сказаниях солнце и луна называются чистыми девами, живущими где-то высоко, над «творцом». Им приписывалась великая сила воскрешения мертвых. Спускаясь в этой целью на землю к людям, они якобы принимали вид золотых кукушек.
Береза очень легко переносит самую лютую стужу, и посуда, сделанная из бересты, предохраняет продукты от холода; вода в берестяном туеске не замерзает даже в сильный мороз. В древности благодаря потеплению климата, начавшемуся за 13 тысяч лет до н. э., ареал распространения березы доходил до Крайнего Севера. Установлено, что «в 8-м тысячелетии до н. э. температура на Севере не опускалась в среднем ниже 0° С»,и «на указанный период на Крайний Север приходится "абсолютный максимум березы"». Многие исследователи, принимающие гипотезу о северной прародине индоевропейцев, обращают внимание на то, что самое древнее слово санскрита, означавшее «дерево», буквально означает «береза».