Растения
Растения в мифологии
Растения в мифологии
Это безумие продолжалось до тех пор, пока Дельфийский оракул не объявил, что их жизни требует Эригона. "Виновных в гибели Икария пастухов нашли и повесили, потом учредили ныне отмечающийся праздник вина с жертвенными возлияниями в честь Икария и Эригоны". На этом празднике к ветвям деревьев привешивали маски, которые качались на ветру. "Образ собаки Меры был помещен среди звезд, и она стала звездой Малый Пес. Поэтому некоторые, - пишет Грейвс, - отождествляют Икария с Боотом, а Эригону – с созвездием Девы".
Сосна символизировала многих богов-спасителей, включая Аттиса, Диониса и Осириса. Храм Осириса в Дендере «украшало изображение самого бога среди сосен». Обычно сосновые шишки «символизируют мужские половые органы», особенно если вместе с ними присутствует лотос. Ассирийцы часто изображали на орнаменте попеременно лотос и сосновую шишку, используя этот мотив как символ плодородия.
Несмотря на широкое распространение сосны в Европе, это дерево не играло существенной роли в народных верованиях. Скорее, на первый план выходила польза, извлекаемая из сосны: из ее смолы добывали (и добывают) сухоперегонный скипидар, сосновую сажу и вар, а также терпентин. Однако в эпоху Возрождения сосновые шишки становятся излюбленным узором декора колонн, урн, гробниц и даже храмовых башен.
Живет лиственница от 600 до 1000 лет и может достигать диаметра в 2, 5 м у основания и высоты до 50 м. Древесина лиственницы очень стойка к сырости и поражению грибками. В воде лиственница может находиться многие столетия, от этого ее древесина становится только тверже. На старых деревьях можно встретить трутовики, или лиственничную губку. Эвенки использовали ее для умывания и стирки белья. Лиственничное мыло дает обильную пену, легко смывая грязь. Из губки также готовили насыщенную красную краску для тканей. По содержанию смолистых веществ лиственничная губка не имеет себе равных. До революции ее в большом количестве вывозили за границу, и сейчас она продолжает быть предметом экспорта. В Древнем Риме "белый агарикус" — так называли римляне лиственничную губку — применяли как ценное лекарственное сырье.
Воплощающий собой идею бессмертия – смерти и возрождения, - тис тесно связан с руной Эйваз, в графическом начертании изображающей магический двухконечный жезл жизни и смерти. Считалось, что высаженные вокруг могильников тисы не только защищали умерших, но и служили средством прохода в мир умерших. В древних шаманских традициях сжиганием коры, листьев и смолы тиса добивались изменения состояния сознания, позволявшее проникнуть в мир иной.
Тис является одним из немногих вечнозеленых растений Британии и часто высаживается во дворах церквей как символ смерти и воскресения; в средние века, когда ветки тиса использовались вместо пальмовых ветвей, последний день великого поста называли «тисовое воскресенье». «В Британии говорят, что тисы в церковном дворе протягивают корни ко рту всех трупов». Считалось очень нехорошей приметой спилить растущее в церковной ограде тисовое дерево, либо сломать или повредить его ветви. Так же, говорят, нехорошо вносить тисовые ветви в дом, и в большинстве случаев люди избегают включить их в число вечнозеленых рождественских украшений.
С древних времен была известна ядовитость его семян, содержащих алкалоид таксин, парализующее действующий на сердце. Ядовита и кора, и хвоя дерева, причем эти свойства усиливаются с возрастом дерева. В средние века кубки из древесины тиса считались изысканным орудием убийства, поскольку вино в таком кубке пропитывалось ядами, и испивший его падал замертво. Шекспир в «Макбете» называет это дерево «дважды роковой тис» - ведьмы использовали его в своих колдовских смертельных снадобьях. Кельтские воины отравляли острия своих копий соком тисовых семян.
Родина туи Северная Америка и Восточная Азия. Из шести наиболее распространенных видов туи, два происходят из Северной Америки: туя гигантская или западный красный кедр, и туя западная. Четыре вида происходят из Азии. Самым популярным видом является туя западная (Thuja occidentalis), или 'жизненное дерево', известная в Европе еще с 1545 г. Коренное население Америки называло тую "деревом жизни" и под этим названием туя и «переехала» в Европу.
Немецкое название туи – "Дерево жизни" (Lebensbaum).
Ритуал требует, чтобы с места обращения к Тэнгри было видно открытое небо. Вокруг избранного дуба выкладывают фигуру в виде солнца с расходящимися лучами. «Особенности ритуала, связанные с многолетней цикличностью, известны только посвященным и сообщаются в преддверии очередного периода доверенными хранителями традиции, часто по женской линии». Древние роды караимов имеют свои, особо почитаемые «семейные» дубы. «Прикасаясь к ним, общаются с ушедшими поколениями предков. Считается, что общение с дубами дает силу, мужество и мудрость, помогает в трудных обстоятельствах, позволяя выбрать правильное решение».
Дж. Фрэзер упоминает об одном из таких вечнозеленых дубов, растущих на месте старого Бейрута: «Население вешает на него обрезки своей одежды, полагая, что этим можно излечиться от болезней. Один из его корней образует над землей дугу, и люди, страдающие ревматизмом или люмбаго, проползают под нею, чтобы получить исцеление. Беременные женщины проделывают то же самое в надежде на легкие роды. Двадцать первого сентября мужчины и женщины отдельно друг от друга всю ночь танцуют и поют у этого дерева».
Такие же каменные строения с белыми куполами в окружении рощиц разбросаны и по всей Палестине. На вопрос о том, что это за здание, следует ответ, что это – «вели», т. е. предполагаемая могила святого. В действительности же эти «вели» «обозначают местонахождение древних ханаанских "высот"» со священными дубами и жертвенниками Ваала. Эти строения называют "мазар" — скиния или "мукам" — место. Последнее название является еврейским словом, которым в Библии именовали ханаанские "высоты" подлежащие разрушению «на высоких горах и на холмах, и под всяким ветвистым деревом...» (Втор., 12,2).
Внук Авраама Иаков, дойдя до Сихема в земле Ханаанской, «расположился перед городом. И купил часть поля, на котором раскинул шатер свой... И построил там жертвенник...». (I кн. Моисея, 33, 18-20) Там, у подножия священного дуба Иаков закопал каких-то идолов, чужих богов, «бывших в руках его», а также «серьги» (I кн. Моисея, 35,4). «Можно предполагать, - пишет Э. Церен, - что в соответствии со многими своими прототипами (например из Ура) они имели форму лунного серпа. Значит, и здесь встречается та же загадочная и труднообъяснимая история о небесных образах лунного серпа и дерева и определенной связи между ними».