Водные животные
Водные животные в мифологии
Водные животные в мифологии
"Мифп'идь – это одно из существующих в нивхском языке названий жабы (букв.: "в земле находящаяся"). "...на юге Дальнего Востока водятся два вида жаб – серая и монгольская жаба (Buffo raddei); у последней имеются специфические черты во внешнем виде и повадках: один из четырех пальцев на передних лапах намного короче прочих трех, окраска кожи спины – красно-бурая, жаба способна подниматься высоко в горы. Похоже, что обитателем горного мира признается из них второй вид – монгольская жаба". Три длинных пальца сближают монгольскую жабу с трехлапой лунной жабой древнекитайских мифологических представлений, но буквальный перевод ее нивхского имени указывает на нее, как на хтоническое животное.
В Того жаба считалась не только хтоническим животным, связанным со зловредными духами, но и связником между миром людей и миром духом. "Когда среди жителей Того возникла ужасная эпидемия гриппа (1892), они сочли это проделками злых духов и решили изгнать их. Для этого они протащили по улицам жабу, а вслед за ней шел старейшина, окроплявший улицы святой водой. Таким образом эпидемия была перенесена в жабу, которую затем выбросили в ближайший лес".
С жабой связывалась дождевая магия. Жители Кумаона (Северо-Западная Индия), желая вызвать дождь, подвешивают жабу за губу на верхушку длинного бамбукового шеста или дерева, на два или три дня. Они считают, что "поскольку жаба является водяным духом, Бог Дождя сжалится, глядя на ее страдания и пошлет на землю дождь, чтобы спасти ее".
В мифологических представлениях вьетов в образе жабы выступал сам податель дождя, божество Каук. Считалось, что каждый раз, когда Небесный властелин слышит кваканье, он посылает дождь. По этой причине изображения жабы наносились на барабаны, использовавшиеся во время молений о дожде. "Этому земноводному принадлежит первенство среди изобразительных мотивов донгшонской культуры (3,0—2,5 тыс. лет назад)".
Рассказ "О том, как Жаба судилась с Небом" представляет жабу, которой, благодаря собственной находчивости и сноровке, удалось выполнить поручение зверей и даже заручиться небесной поддержкой на будущие времена. Если впоследствии возникала потребность в дожде, ей уже не нужно было совершать утомительное путешествие на Небо — достаточно было лишь несколько раз крикнуть. Недаром во Вьетнаме существовала поговорка: "Жаба криком тройным и Небо проймет, не то что людей".
С жабой, также как и с лягушкой, было связано много поверий, что говорит о важной роли этого животного в мифологических представлениях. Прежде всего, жаба, благодаря своему наземному образу жизни и зарыванию на зиму в почву, была тесно связана с землей и подземными водами, что делало ее символом земного и человеческого плодородия. Считалось, что засуха происходит от того, что жаба «закрыла источник». Связь жабы с плодородием и женским образом, послужила основанием для славян и некоторых народов Европы отождествить с ней женскую матку, приписывая последней способность покидать тело своей носительницы, передвигаться и вести себя так, как ведут себя земноводные в природе. Из заговорных текстов, записанных в Баварии следовало, что «матка в виде жабы вылезает изо рта женщины во время сна, чтобы выкупаться, и если во время сна больной она возвращается на свое место — больная выздоравливает. Если же больная в это время держала рот закрытым, то матка не может вернуться, и тогда женщина делается бесплодной».
Лягушка – это бесхвостое земноводное с длинными задними конечностями, приспособленными для прыганья и плавания. В индоевропейских диалектах ее название имеет описательный характер и происходит от формы, производной от «прыгать». И в русском языке название лягушки происходит от слова «ляга» - «нога, бедро» и дано по признаку длинных задних ног.
Лягушки привязаны к влажной среде, хотя увидеть их можно не только в воде. Древесные лягушки предпочитают деревья, как об этом говорит их название. Лесная лягушка обитает не только в лесу, но и в тундре, выдерживает суровые зимы центральной Аляски. В Европе распространены лягушки травяные, однако и эти все же появляются у воды для откладывания икры. Спариваются лягушки раз в год. Вылупившиеся головастики через год превращаются в лягушек. Зимуют в воде на дне водоёмов. У лягушек очень большие легкие, а также имеется кожное дыхание, что и позволяет им долго находиться под водой.
Представление о земле, покоящейся на брюхе лягушки, вероятно, с буддийской мифологией проникло из Тибета к другим народам, в том числе на Алтай. По алтайскому космогоническому мифу Очурманы и его товарищ Чаган-Шукуты увидали в воде лягушку. При виде их она нырнула в воду, но Очурманы, которому, видимо, хотелось найти место для отдыха, послал Чаган-Шукуты отыскать ее под водой. Чаган-Шукуты вынырнул с лягушкой, перевернул ее кверху брюхом, и Очырманы сел на нее, отправив товарища вновь под воду, теперь уже за землей. Принесенной землей демиурги засыпали перевернутую лягушку, "сотворив таким образом твердь". Лягушек на Алтае не бьют, потому что на лягушке земля стоит.
Миф ашанти не только представляет лягушку сторожем колодца с неиссякаемой водой, но и объясняет отсутствие у последней хвоста: бог Ньяме, доверивший лягушке столь ответственное задание, снабдил ее хвостом. Однако, возгордившаяся обладательница хвоста, однажды во время засухи не пустила к колодцу не только жаждущих зверей, но и самого Ньяму, за что он лишил её хвоста и сделал так, что все лягушки рождаются с хвостом, но вскоре теряют его.
Нильская лягушка распространена по всей Южной и Тропической Африке, а также на Мадагаскаре и в Северо-Восточной Африке и ведет водный образ жизни.
В египетской мифологии нильская лягушка играла большую роль , потому что ей приписывалась власть над разливами Нила, от которых зависил урожай. Маленькие лягушки появлялись в реке за несколько дней до ее разлива и поэтому считались не только вестниками плодородия, но и символизировали возникающую и постоянно обновляющуюся жизнь. Способность лягушки производить многочисленное потомство не осталась без внимания: головастик обозначал в иероглифическом письме число сто тысяч. Свидетельством почитания древними египтянами нильских лягушек были найденные в Фивах их забальзамированные тела.
Мифологический образ лягушки у народов Северной Америки связан с идеей рожающей женщины-создательницы.Лягушка, как Великая мать-прародительница, почиталась у тлинкитов и квакиутлей. Ее образ у квакиутлей кроме того связан с представлениями о богатстве, которое ассоциировалось с медными щитами, благополучием и здоровьем.
В петроглифах известны три вида изображений лягушки: антропоморфные, распластанные и в виде скелета. Они свидетельствуют о «семантической связи с культом предков, и в частности женских предков-прародительниц». Образ лягушки-прародительницы, по гипотезе В.Н. Чернецова перенесенный мигрировавшими племенами из Сибири на Американский континент, в представлениях индейцев северо-западного побережья «стал маркером нижнего уровня мироздания», хотя и сохранил следы образа богини Вселенной, один глаз которой луна, другой – солнце.
Мифология (c) 2011 -