Морская раковина в мифологииАфродита, богиня любви греческой мифологии,  родившись из морской пены, на раковине добралась до острова Кифера, оттуда  до Пелопоннеса и  Кипра. "Самое известное посвященное ей святилище находилось в городе Пафос, где первоначальный белый аниконический образ богини до сих пор показывают среди руин грандиозного римского храма. Местные жрицы Афродиты каждую весну купаются в море и выходят из него обновленными". Кифера была важным центром критской торговли с Пелопоннесом, и именно через этот остров культ Афродиты мог достичь Греции. Эта критская богиня имела много ассоциаций с морем. На Крите обнаружено много следов почитания этой богини. К примеру, "пол Кносского дворца-святилища был выложен раковинами, а на украшении, найденном в Идейской пещере, Афродита изображена дующей в раковину тритона  с морским анемоном, лежащим у ее алтаря. Морские ежи и каракатицы считались ее священными животными. В ее святилище в Фесте была найдена раковина тритона. В раннеминойских захоронениях таких раковин было множество, причем некоторые из них были повторены в терракоте".(1)

 

Мирча Элиаде упоминает о неолитическом кладе, раскопанном в Фесте, в котором вместе с глиняным изображением богини-матери находилась раковина морского гребешка (petunculus). Любопытно, что рядом с ними "был найден большой кусок магнитного железняка, которого, кажется, на Крите нет". Его присутствие указывает на проникновение на Крит "секретов металлургии" вместе со жрецами культа Кибелы, богини-матери, владычицы земных недр. Вероятно, соседство раковины с железняком имело культовое значение: оба предмета  были символами священных сфер космоса - либо верхней (металл, доставшийся с небес) и нижней, либо только нижней, если имелся в виду железняк,  "извлеченный из недр  (и тогда он тоже символ мирового чрева)". Представляется, что в погребальном культе присутствие  этих маркеров священного пересотворения должно было гарантировать либо возрождение, либо, по словам Элиаде, "счастливую судьбу в посмертной жизни". 

В битве богов с гигантами последних обратил в бегство страх, который они испытали при ужасном, дотоле неслыханном ими звуке: это была труба Тритона, который, "найдя раковину, выдолбил ее и взял с собой в сражение против гигантов. Такое же воздействие оказала на титанов ракоовина-труба, изобретенная Эгипаном, сыном козы Амалфеи (или Пана): своим "ужасным звуком" она обратила в бегство титанов во время их войны с Зевсом. По другому варианту мифа в бегство титанов обратил Пан, внушив им страх, который с тех пор назвали паническим. Имея нижнюю часть туловища в виде рыбы Пан использовал соответствующее оружие: "бросал во врагов раковины вместо камней". По поводу рыбьей половины туловища Пана у египетских жрецов есть свое объяснение, связывающее козлино-рыбий облик Пана с внезапным появлением в Египте огнедышащего стоглавого Тифона. При его виде египетские боги от страха приняли различные обличья птиц и животных, а Пан бросился в реку и задней части тела придал рыбье обличье, а всему остальному телу - козлиное, и таким образом спасся от Тифона.

Использованные материалы:

  1. Роберт Грэйвс, Мифы древней Греции;
  2. Мирча Элиаде. Азиатская алхимия;
  3. Гигин. Мифы;
  4. Гигин. Астрономия.