Деревья
Деревья в мифологии
Деревья в мифологии
Дикие экземпляры грецкого ореха начинают плодоносить через 9 лет, но культивируемый саженец при хорошем уходе может начать плодоносить и с 4—5-летнего возраста. Обильное плодоношение начинается с 15-20 лет и продолжается до 150—200 лет и более позднего возраста. Высокая пищевая ценность плодов грецкого ореха и лечебные свойства этого дерева издавна были известны человеку. Все части этого удивительного дерева – листья, плоды, кора, корни - обладают высокими биологически активными свойствами. Гиппократ советовал употреблять орехи при заболеваниях желудка, мозга, сердца, печени и почек. Очень ценной считается древесина грецкого ореха, из которой изготовляют многие высококачественные предметы.
Считалось, что алхимик "путем некоторых манипуляций, сопоставимых с познанием тайны женщины, мог постичь сущность мирового древа, получить доступ к космическому разуму и тайне созидания".
В китайской алхимии древом жизни, древом небес или райским деревом считался китайский ясень (ailanthus). Ясень глубоко почитался за удивительную способность расти практически в любом месте и при неблагоприятных условиях. Кроме того, у священного дерева было два пола, мужской и женский - с цветами, способными и неспособными к плодоношению.
В Древнем Риме мирт был посвящен богине любви Венере. Его ветви символизировали брачный союз, особенно союз сабинянского и римского племени при основании города. Поэтому выдающимся римским полководцам, как хранителям города, возлагались миртовые венки, называемые «овациями».
В Риме росли два миртовых дерева, состояние которых изменялось при переходе власти от патрициев к плебеям. Эти деревья называли Патрицианским и Плебейским. Считалось, что пока у власти находятся патриции, патрицианское дерево разрастается и зеленеет, а Плебейское - сохнет; но во время Марсийской войны, когда плебеи начали побеждать, их дерево снова ожило, а дерево патрициев начало сохнуть.
Несчастная судьба Ипполита была следствием соперничества между Артемидой и Афродитой. Ипполит, унаследовавший от матери почитание Артемиды, воздвиг ей новый храм в Трезене, в чем Афродита усмотрела личное оскорбление и решила наказать юношу.
На Элевсинских мистериях Федра встретила Ипполита, одетого во все черное, с венком цветов на голове, и страстно влюбилась в юношу. Она отправилась в Трезен и построила в городе храм Подглядывающей Афродиты рядом с гимнасием, в котором целыми днями упражнялся Ипполит. «Во дворе храма стояло старое миртовое дерево, листья которого она колола украшенной каменьями заколкой из-за неразделенной страсти. Листья этого дерева до сих пор еще хранят множество дырок».
Кидонское яблоко, или айва обыкновенная (Cydonia oblonga), было хорошо известно в древности. Древние греки относились к айве как к символу женского плодородия. Вкус этого плода – сладкий и одновременно вяжущий стал символом брака, в котором сладость любви может сопровождаться горечью измен и тяготами повседневности. Известно, что древнегреческий законодатель Солон издал закон, согласно которому новобрачная должна была съесть перед первой брачной ночью кидонское яблоко. Вкус плода должен был помочь ей постичь тайну брака.
Айва со временем превратилась в символ брака, однако старый обычай вручать невесте айву был весьма древним. «Жених плод не ел – свидетельство того, что обычай уходит корнями в древние времена, когда считалось, что только женщина способна к размножению».
Акации «приписывалась способность исчислять срок жизни и смерти человека и исцелять от недугов. Это дерево часто олицетворяла богиня Хатхор, порой оно служило женским дополнением бога Атума».
В мифе о Горе Бехдетском Крылатом диске сказано, что «нос ладьи Ра был из пальмового дерева, а корма из акации». Разгромив врагов и Сета, Гор взошел на эту ладью и отплыл. Ра нарекает это Ладью именем, которое не сохранилось в тексте, но значение этой Ладьи было велико, ибо: "так она называется с того дня и по нынешний, и с того дня по нынешний чтится в крае память об этом".
Акация была символом бессмертия и, поскольку ее листья напоминают языки пламени, «полагали, что именно это растение «зажглось, но не горело», когда Ангел обратился к Моисею. Р. Грейвс добавляет, что «важнейшее теологическое значение» имело то обстоятельство, что Бог объявляет Моисею: «Я есмь Сущий», «из акации, а не из другого дерева, потому что это есть определение его божественной сущности».
Акация была деревом первого дня недели, и обратившись из этого дерева, Иегова «открыл себя как бог меноры, вездесущий небесный бог». Более ранний Иегова назвал себя в Хевроне из терпентина, но явление его из терпентина на этот раз, «означало бы, что он объявляет себя как Бел или Мардук, бог четверга и седьмого месяца, как арамейский Юпитер или пеонийский Аполлон».
По легенде все деревья, услышав о том, что Христа собираются распять, договорились между собой, что не позволят использовать свои стволы для изготовления креста. И когда топор коснулся их, они раскололись на тысячи кусочков. Только падуб остался цел и позволил изготовить из себя орудие страстей Господних.
Во времена Иисуса еврейская буква «Tav», последняя буква алфавита, имела вид греческой буквы «Tau». Как известно, кресты, на которых древние римляне распинали преступников, имели вид буквы «tau». По этому поводу Лукиан пишет в «Суде гласных букв»: «Люди оплакивают свою судьбу и на чем свет клянут Кадма за то, что он ввел «Tau» в семью букв; они говорят, будто ее форму титаны приняли за образец, ее вид копировали, когда ставили столбы, на которых распинали людей. Stauros называется отвратительное сооружение, и от «Tau» оно получило свое отвратительно название».
Холле, как вселенская матушка, покровительствовала новорожденным и должна была присваивать им имена, что являлось символическим вселением души в ребенка. Пережиток этого представления сохранился в Германии, когда на церемонии крещения все хором восклицают: «Холлекрайш! Холлекрайш! Как будут звать этого ребенка?». Потом следует ответ: «Холле! Холле! Этого ребенка будут звать так-то!».
Красный дуб был вечнозеленым близнецом обыкновенного дуба, и «его классические греческие названия – prinos и hysge – сегодня используются и для падуба. У него колючие листья, и на нем кормятся красные насекомые, похожие на ягоды (когда-то их считали его плодами); из насекомых этих в древности приготовляли царский пурпур и возбуждающий элексир». Падуб всегда рос на Британских островах и в зимнее время, когда дуб, сбросив листву, погружался в сон, падуб, его младший брат, выступал на первый план. Красный дуб появился в Британии лишь в 16 в, и неудивительно, что в алфавите деревьев он был вытеснен привычным падубом.
С цветением черемухи у телеутов был связан обряд прокалывания ушных мочек детей: «Ушные мочки протыкают для серег в первые весенние месяцы, когда реки разливаются и у черемухи наливаются почки; если ко времени появления на свет ребенка черемуха успеет отцвести, операцию прокалывания откладывают до следующей весны; утверждают, что в противном случае у ребенка уши будут болеть».
Результаты археологических раскопок свидетельствуют о том, что плоды черёмухи использовались человеком еще в палеолите. Зрелые плоды едят свежими, а порошок из сушеных плодов используют в качестве начинки. Цветки, плоды и кору черемухи используют в лечебных целях.
Черемуха растет только там, где к поверхности близко подходят грунтовые воды - по берегам рек и озер, по оврагам и опушкам. Листья черемухи выделяют в воздух особые вещества, убивающие микробов и оздоровляющие атмосферу. Летучие фитонциды черёмухи обыкновенной в первые же минуты убивают мух, комаров, слепней, мошек.
В саге «Плавание Брана» потусторонняя страна Эмайн лежит далеко за морем и достигнуть ее можно плывя на стеклянной ладье. Это - заморская страна Юности. Люди там живут без скорби, без печали, без смерти, без болезней, без дряхлости. Там растут деревья с ветвями из белого серебра, на которых висят чудесные хрустальные яблоки. Там длится вечный пир и раздается сладкая музыка.
Однако в изобразительном искусстве гораздо полнее представлена связь сикоморы с осирическим культом. Именно сикомора фигурировала в обряде возложения изображения бога на ветви дерева на ритуальном празднике пахоты и сева, «уподобляя пребывание его во чреве матери. Осирис на сикоморе ассоциировался c зернами, скрытыми в земле, а сикомора принимала на себя функции богини-матери». В более позднее время этот ритуал – празднество в честь священной ветви – совершался в гробнице Осириса в Абатоне, где «сикомора представлена в образе Нут и названа матерью Осириса, которая была призвана омолодить его душу в ветвях священного дерева».
Египетская сикомора является разновидностью фигового дерева (сикомор античный), приносящего плоды. Листья этого дерева носили в качестве амулета для привлечения успеха и благополучия. Один из старейших центров культа этого дерева в Египте находился недалеко от Мемфиса и был посвящен Хатхор, богине сикоморы. Ее культ был распространен в окрестностях Мемфиса и некрополя в Гизе. Древняя сикомора считалась местным фетишем и символом самой богини. Уже в изречении «Текста пирамид» встречается обращение к «мировой сикоморе» как к молодой женщине.
В пояснении из Туринского папируса сказано, что «Сикомора (сикоморея или сикамин) - тутовое дерево, шелковица Morus nigra, - священное дерево богини Хатхор и бога Нуфртема (Нефертума), символизировавшее Небесное Дерево». Некоторые источники называют сикомору платаном, однако в Древнем Египте символику возрождения к жизни несли те деревья, "которые имели сладкие плоды".
В Восточной Азии слива является излюбленным символом ранней девичьей юности, так как цветок сливы распускается еще до того, как появляются листья. По-китайски слива – мэй хуа, и о популярности этого символа говорит китайская клановая фамилия Мэй (букв. «дикая слива»). Эротический оттенок названия мэй-хуа проглядывает в названии брачного ложа «одеяло цвета сливы». «Как известно, название этого фрукта стало также оскорбительным прозвищем, пренебрежительно бросаемым женщинами в адрес опустившихся подруг по полу».
В китайской культуре сливовое дерево имеет огромное значение. Принадлежа к символам четырех времен года, дикая слива, цветущая поздней зимой, является символом зимы. Соединенные вместе ветки сливы, сосны и бамбука – символизировали "трех друзей холодного времени года" и удачу и долголетие. Пятилистный цветок сливы символизировал пять богов счастья Древнего Китая, а также определенного оракула.
В Китае персиковое дерево и его плоды пользовались большим почитанием. Это дерево считалось священным деревом жизни Богини-матери. Древнекитайский миф повествует о персиковом саде, который рос во владениях Си-ванму - «владычицы Запада», на горе Куньлунь. Сама Си-ванму представлялась живущей в пещере этой горы, а по другому варианту – во дворце, окруженном висячими садами.
Плод мистического персикового сада богини, содержащий божественный элексир бессмертия, созревал каждые три тысячи лет. По этому поводу там устраивался большой праздник духов и бессмертных. Среди растений, которые могут обеспечить долголетие, китайская традиция выделяла траву цзи («трава бессмертия»), сосну, кипарис и персик.
Страна на Ниле, известная всему миру как Египет имела и другие названия, в числе которых было Бекет ("оливковая страна"), свидетельствующее о том, что в Древнем Египте, если не культивировалась олива, то, во всяком случае были известны дикие оливы. В "Главе об укусах скорпиона" к Исиде, безутешной от того, что скорпион укусил ее сына, подошла со словами утешения некая женщина: «Не отчаивайся, о мать бога, не отчаивайся. Дитя оливкового дерева лежит у горы своего брата, кустарник скрыт, и ни один враг не войдет сюда». По некоторым свидетельствам сад Гесперид находился на близлежащем от Танжера островке, «где воздвигнут алтарь Гераклу, однако следов сада на нем не осталось, если не считать нескольких диких олив".
Тот, факт, что Афина принесла оливу, подтверждает ливийское происхождение мифа об Афине - рождение самой богини в Ливии, «однако принести она могла только ветвь, поскольку культурные оливы не плодоносят и для получения урожая их нужно привить к диким оливковым деревьям». Именно в Ливии миртовые нимфы, дети Гермеса, научили Аристея, сына Кирены, «облагораживать дикую маслину». Из Ливии Аристей перебрался в Грецию, посетил многие острова и «несколько лет провел в Сицилии, где ему воздавали божественные почести, особенно те, кто выращивал оливы». Однако широкое распространение культуры оливы на Сицилии связано с появлением в позднемикенскую эпоху на южном побережье острова эллинских колоний.
В Греции оливу выращивали еще 3500 лет тому назад. Богатые маслом оливки были для людей древности одним из немногих источников топлива для ламп, смазки и растительного масла. Считалось, что «оливковая ветвь и масло способны защитить от злых духов и продлевать жизнь. Эта вера породила древнейший обряд помазания царей, императоров и важных служителей религии. Юношей, победителей легкоатлетических соревнований в Афинах, награждали сосудом с маслом, выжатым из плодов священных олив, высаженных у храмов в честь богини Афины».