Растения
Растения в мифологии
Растения в мифологии
Мирру получают из надрезов коры - это застывший древесный сок. Однако лучшим сортом мирры считалась "самоточная", та что сама вытекала из растения естественно, а та что собиралась из специально нанесенных надрезов считалась худшей. Теофраст писал: "Ветви этого дерева очень душисты. Чистая камедь ценится вдвое дороже серебра: смешанная в зависимости от количества подмены". В Элладу камедь поступала всегда в смешанном с каким-либо веществом виде.
Правители ацтеков курили табак, прежде чем объявить свою волю.
Широкое распространение табак получил у северных народов Евразии. Эвенки, селькупы, нанайцы, нганасаны и др. поголовно курили трубки, и щепоть табака была обязательным жертвенным даром духам – хозяевам местности. К древнему тунгусоязычному населению листовой табак проникал через монголов и тюрок (монг. тамаки; тюрк. тамаку) и его курили все – от мала до велика. Эвенки из любви к детям «всегда давали им попробовать то, что нравилось взрослым. Поэтому у многих эвенков дети начинали курить уже с 5-6 лет». У нганасан зажженная трубка, которую девушкой предлагала парню, означала, что она согласна с ним жить.
В мифе терена жена-колдунья объявляет мужу, что желает его съесть. Муж спасается бегством и обегает яму – западню, которую сам же когда-то вырыл, а преследующая его жена падает в яму. «Мужчина засыпает яму и начинает наблюдать за ней. Из земли пробивается неизвестное растение. Будучи любопытным мужчина высушивает его листья на солнце, а когда приходит ночь, он в большой тайне курит их. Соплеменники застают его за этим занятием и начинают расспрашивать. Таким образом, люди стали пользоваться табаком».
Европейцам табак был незнаком до тех пор, пока его не обнаружили у индейцев Нового Света. Во время правления Елизаветы I Английской табак был ввезен в Европу и жители Старого Света быстро пристрастились к новой привычке. Однако при этом совершенно изменилось отношение к табаку: увлечение курением, нюханием и жеванием табака в любое время и без всякого повода заменило ритуальное курение в индейской традиции. Табак стали использовать в качестве амулета, применяли его как «клистир» (клизма) и с другими лечебными целями, нюхали и курили его когда этого хотелось, а не специально.
Древнегреческий миф связывает происхождение петрушки с пролитой кровью героя Архемора. Петрушкой увивали могилы, и венками из петрушки награждали победителей похоронных соревнований. Именно ими увенчивали победителей Немейских игр, "что связывало петрушку с культом героя и в некоторой степени объясняло ее связь с теми, кто умер мученической смертью. В христианской традиции отношение к петрушке во многом совпадает с языческим. В Европе существует обычай высаживать петрушку в огород не в любой день, а только в Страстную пятницу – день смерти не только Иисуса, но и его языческих двойников, Аттиса и Адониса".
Салат, как дикий, так и огородный, наделяли магическими и целебными свойствами, в том числе внушать любовь и устранять следствия перепоя. Древние греки ежедневно ели латук, так как приписывали ему способность отрезвлять от вина.Однако, сохранились следы представлений об оплодотворяющей роли латука: прикоснувшись к листьям латуку богиня Гера родила Гебу, богиню вечной юности.
Южноафриканская народность зулу считает своим первопредком и культурным героем Ункулункулу («очень, очень старый», от кулу, «старый»), вышедшего из тростника как двуполое существо и породившего первых людей. По другому варианту мифа самого Ункулункулу и его жену в числе первых людей породил сам тростник. В некоторых вариантах Ункулулу вызывает первых людей из тростника, затем учит их добывать огонь, пользоваться орудиями, возделывать поля, пасти скот, питаться мясом и пить молоко. Он дал названия всему сущему, установил обычаи, ввел обрезание и обряд жертвоприношений.
В мифе о борьбе Тесея с Синисом, известным под прозвищем Питиокампт («сгибатель сосен»), прекрасная дочь последнего Перигуна, «стремясь спрятаться, бросилась в заросли тростника и дикого аспарагуса и умоляла цветы надежно спрятать ее, обещая за это не сжигать и не срывать их». Впоследствии Перигуна родила от Тесея сына Меланиппа, сын которого Иокс «переселился в Карию, где стал предком Иоксидов, которые не жгли ни тростник, ни дикий аспарагус, но поклонялись им обоим».
Происхождение тростниковой свирели греческий миф связывает с нимфой Сирингой, которая, спасаясь от любовных преследований Пана, превратилась в тростинку, спрятавшись в прибрежных тростниковых зарослях реки Ладон. Не сумев отличить Сирингу от других тростинок, Пан срезал наугад несколько тростинок и сделал из них свирель – сирингс (греч. «свирель»).
Свидетельством тому, что тростник наделялся какими-то сакральными функциями и у аборигенного населения Индии, является интересный обряд облегчения родов, существовавший у племени лушеи, живущем в индийском штате Ассам: «когда женщина мучается в родах, ее подруги, чтобы облегчить роды, убивают курицу и режут ее на две равные части. Одну часть курицы с головой они кладут в верхнем конце деревни с семью связками тростника, а нижнюю часть курицы кладут в нижнем конце деревни с пятью связками тростника». Туземцы не объясняют каким образом этот обряд под названием «открывание живота при помощи курицы» способствует успешным родам. Дж. Фрэзер, описавший этот обряд, предполагает, что «отдельные части курицы, положенные в двух концах деревни, согласно поверью, охраняют пространство между ними от действия злых, в особенности демонических, сил, препятствовавших ранее рождению младенца». Каким бы ни было объяснение этого обряда, обращает на себя внимание то, что в качестве средства, ограждающего от действия злых сил, используется тростник.
Первый губной органчик из тростника изобрела Нюй-ва, создавшая из глины людей и имевшая вид полуженщины-полузмеи, иногда даже с головой быка. Она установила бракосочетания, ей поклонялись, чтобы избавиться от бесплодия и обрести потомство, в ее честь исполнялись танцы, по-видимому, эротического характера. Когда обвалилась часть небосвода, она зачинила дыру в небе, расплавив драгоценные камни. Борясь с разлившимися водами, Нюй-ва тростниковой золой преградила путь разливу вод. Ее атрибутами кроме тростникового органчика шэн были угольник – символ земли (квадрата), а также диск луны, который она держала в руках.