Растения
Растения в мифологии
Растения в мифологии
Гадание и предсказание на чае основываются на образах и фигурах, сформированных чаинками. Для этого тот, кому гадают, должен был трижды покрутить чашку и опрокинуть ее вверх дном, чтобы стек остаток жидкости. Одиночный стебелек, плавающий на поверхности чая, предвещал прибытие незнакомца: твердый – мужчины, мягкий – женщины. Чтобы узнать, через сколько дней состоится приезд, надо было положить стебелек на тыльную сторону левой ладони и ударять по ней правой. Сколько раз придется хлопнуть, пока чаинка не прилипнет, столько дней надо было ждать незнакомца. В некоторых местах такой стебелек означает возлюбленного.
Разгневавшись на самого себя за то, что уснул во время молитвы, он срезал свои веки, пожелав, чтобы у него никогда не слипались глаза. До сих пор в китайском и японском языках для обозначения век и чая употребляют один и тот же иероглиф.
Другое китайское предание приписывает открытие чая вылупившемуся из яйца Лу Ю (ок. 800). Буддийская легенда, в сущности, пересказывает китайскую, только вместо некоего святого приводится имя Бодхидхармы (японский Дарума).
В Китае чай имеет сотни названий, в зависимости от района произрастания, но почти во всех сложных составных названиях сортов присутствует слово «ча», означающее «молодой листочек». Свежесорванные зеленые листочки называются «ч’а», сухой черный чай – «у-ча», а напиток из него – «ч’а-и». Обозначается чай одном и тем же древним иероглифом на всей территории Китая.
Особое место, которое занимало виноградарство в хозяйственной жизни Согда, даже отразилось в календаре согдийцев. В нем можно выделить целый цикл праздников, связанных с созреванием и обработкой винограда. В пятом месяце – это 18-й день, называвшийся Баба-Хвара, когда пьют виноградный сок; 26-й – Гарм-Хвара, что означает «поедание винограда». В седьмом месяце этот цикл продолжался – в 15-й день начинался период Гарм-Хвара, заканчивавшийся 9-го числа следующего месяца.
Китайский путешественник Чжан Цянь, посетивший Фергану и долину Зерафшана в 128 г. до н. писал, что население делает из винограда большое количество вина, которое богачи хранят по нескольку десятков лет. Чжан Цянь захватил с собой саженцы винограда, благодаря чему в Китае распространилась эта культура.
В Болгарии 1 февраля проходил праздник Трифона Зарезана, покровителя урожая винограда. С этого дня начинали подрезать лозы. На празднике избирался «царь виноградника». Его увенчивали короной из виноградных лоз, и мужчины носили его на плечах или возили на передке телеги, совершая обход села. «В каждом доме участников процессии потчевали вином, а «царя» при этом еще и обливали вином». Некоторые исследователи полагают, что в основе этого праздника лежат пережитки культа фригийско-фракийского бога плодородия Сабазия, рассматривавшегося впоследствии как ипостась Диониса.
В Троянской войне противником Ахилла, древнего царя-жреца пеласгов, выступал Мемнон, сын Киссии («плющевой»). «Пара Ахилл – Мемнон олицетворяет царя-жреца и его таниста. Ахилл – это сын морской богини, светлый дух первой половины года, а Мемнон – сын плющевой богини, темный дух второй половины года, священным растением которого является золотая лоза». Приам подарил Тифону золотую лозу за то, чтобы он послал на помощь Мемнона и, возможно, это была та самая золотая лоза, «которую Трос получил от Зевса как компенсацию за похищенного Ганимеда».
Когда на Миссию, царем которой был Телеф, напали греки, Телеф одержал верх в сражении и прогнал греков до самого морского берега. Однако вмешательство Ахилла заставило мисийцев отступить. Сам Телеф, убегая, запутался ногой в лозе виноградника Диониса, и Ахилл сумел тяжело ранить его. Рана оказалась неизлечимой, и оракул Аполлона Ликийского предсказал, что рана может быть вылечена только тем, кто ее нанес. В конце концов Ахилл вылечил Телефа, соскоблив ржавчину с наконечника копья и дав ему выпить сделанную из нее настойку. «Исцеленный Телеф посвятил Дионису храм, чтобы с ним примириться».
В классической Греции было немного праздников, посвященных сбору винограда. Название одного из них Осхофория буквально означает «переноска виноградных гроздей». Название связано с тем, что «в этот день двое юношей должны были пронести ветви виноградной лозы со спелыми гроздьями от святилища Диониса до храма Афины Скирады. Потом устраивались состязания бегунов, и победитель получал в награду напиток, смешанный из 5 компонентов». Интересно отметить параллель между количеством компонентов и пятиконечными листьями плюща и винограда.
Миф гласит, что Икарий угостил своим вином пастухов, а те, опьянев, решили, что он их околдовал и убили винодела. Свидетелем убийства и погребения Икария под сосной была его собака Мера, которая и привела к могиле дочь Икария Эригону. Девушка в отчаянии повесилась на этой же сосне, помолившись богам о том, чтобы все афинские девушки разделили с ней эту участь пока Икарий будет оставаться неотомщенным.
Вскоре молодых афинянок стали находить одну за другой повесившимися на сосне. Дельфийский оракул сказал, что Эригона требует жизни тех пастухов, которые убили ее отца. Виновных нашли и предали смерти, учредив праздник вина с жертвенными возлияниями в честь Иакрия и Эригоны. «Девушки во время этого праздника перекидывали через ветви веревки и крепили к ним небольшие дощечки. Так были изобретены качели. С ветвей также свисали маски, которые вращались на ветру. Образ собаки Меры был помещен среди звезд, и она стала звездой Малый Пес. Поэтому некоторые отождествляют Икария с Боотом, а Эригону – с созвездием Девы».