Растения
Растения в мифологии
Растения в мифологии
В Риме ладан играл роль при погребениях и в культе императора,вследствие чего он вначале был отвергнут христианами, но позднее был включен в культовое употребление. Восходящий к небу дым расценивался как символ пути души на небеса или как возносящуюся к небесам из толпы верующих молитву.
Евангелие от Матфея повествует о приходе волхвов к новорожденному Иисусу: "И вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну". (Матф. 2:11). В церковных служениях кадили ладаном. Церковные кадила часто украшались изображениями феникса или "трех юношей в огненной печи", пение которых, восхваляющее Бога посреди огня, сравнивалось с клубами курящегося ладана. Курильницы изображались в качестве атрибутов в руках первосвященников Ветхого Завета (Мелхиседека, Аарона, Самуила), но мы их видим также в руках католических святых Стефана, Лаврентия, Винцента и кающейся св. Пелагеи.
Красочное описание ладанных деревьев, встреченных в Йемене во время путешествия по Южной Аравии, приводит востоковед-этнограф М. Родионов: «Деревья растут почти на отвесном склоне ущелья аль-Габр, взбираясь и на плоскогорье. Блеклая серовато-зеленоватая кора, кроны толстых извилистых веток похожи на клубок одеревеневших змей. Не отсюда ли родилась легенда о том, что ладаносную босвеллию охраняют от непрошенных гостей змеи? ...К моим ногам падает ветка, усеянная овальными листочками с мелкими зубчиками по краям. Из среза ветка сочится душистым молочным соком. ...Выступают молочные капли, на наших глазах превращающиеся в белесые кристаллы, вроде поваренной соли. Месяца через два можно возвращаться за ладаном». Испокон века у бедуинов принято жевать ладан: «Его горечь прохлаждает гортань и услаждает душу. Считается, что все дурное бежит от аромата ладана. Поэтому им до сих пор окуривают ложе новобрачных и скамью для обмывания покойных, важное письмо и нательное платье».
Греческая богиня победы Ника изображалась с пальмовой ветвью в руке. На одной из стел храма Афродиты в Тегее изображен верхом на коне победивший в конном беге в Олимпии Иасий. В правой руке он держит пальмовую ветвь. На палестре одного из трех гимнасиев в Элиде было сделано «рельефное изображение Эрота и так называемого Антэрота: Эрот держит в руках ветвь финиковой пальмы, а Антэрот старается ее отнять».
Павсаний сообщает, что «на очень многих состязаниях дают венок из финиковой пальмы, а в правую руку победителю повсюду полагается давать ветвь финиковой пальмы. Происхождение этого обычая таково: говорят, что Тесей, возвращаясь из Крита домой, устроил на Делосе в честь Аполлона состязания и победителей увенчивал пальмовым венком».
В католических странах на шестой неделе поста отмечают так называемое «пальмовое» воскресенье. На Сардинии в это время верующие с веточками пальмы и оливы в руках посещают церкви, где во время мессы священник благословляет эти растения. Пальмовые и оливковые ветви использовались и в свадебной обрядности, что намекает на связь этих символов с плодородием. В сельских районах Сардинии за несколько дней до свадьбы происходила церемония перевозки приданого в дом жениха. Когда приданое прибывало к месту назначения, «женщины расставляли мебель и прочие элементы на положенные места, украшая их цветами и зелеными ветками, среди которых первое место занимали ветки пальмы и оливы».
Финиковая пальма – двудомное растение, требующее активного опыления. Наиболее древним способом было подвешивание початков с мужской особи на женскую. Древнейшие следы возделывания человеком финиковой пальмы относятся к V тысячелетию до н.э., искусственное оплодотворение возникло не позднее (а возможно, много ранее) XVIII в. до н. э. Время цветения для большинства ее видов приходится на период между 15 марта и 15 апреля. Урожай снимают с июля по ноябрь. Оплодотворение совершалось весной. «У язычников Харрана месяц, во время которого оплодотворяли пальмы, назывался месяцем Фиников».
Пользу, извлекаемую человеком из этой пальмы, трудно переоценить. Все части пальмы используются либо в строительных целях, либо в пищевых. Туземцы тихоокеанских островов строят из ее стволов жилища, а крышу кроют пальмовыми ветвями. Из сока соцветий делают алкогольный напиток, кокосовое молоко и мякоть ореха употребляют в пищу. Из высушенной мякоти – копры выжимают масло, которое идет на изготовление мыла, свечей и маргарина. Жмых скармливают скоту, из скорлупы кокоса делают посуду, а из упругих волокон оболочки ореха изготовляют канаты, плетут циновки и грубые ткани.
Не удивительно, что жители Восточной Африки из племени ваника почитают кокосовую пальму как мать - это дерево дает им жизнь и пропитание, как мать своему ребенку, поэтому «срубить кокосовую пальму приравнивается к матереубийству». На острове Ниас верили, что в каждом дереве живет дух, и если дерево срубали, этот дух, лишенный своего «дома», превращался в злобного демона. «Присев» на ветви кокосовой пальмы, он мог вызвать ее гибель, а «прицепившись» к опорному столбу жилища, - вызвать смерть всех детей, живущих в нем.
Родившийся ребенок был назван Аттисом и вырос в красивого юношу. Во фригийском варианте этого мифа матерью Аттиса выступает девственная Нана, зачавшая сына, «приложив к своей груди спелый миндаль или гранат. Миндаль во фригийской космологии выступает в качестве отца всего сущего; это, вероятно, связано с тем, что его нежно-сиреневого оттенка цветы как первые гонцы весны появляются на голых ветвях до того, как распускаются листья». Прекрасного юношу-пастуха возлюбила Кибела, азиатская богиня плодородия, Мать Богов, главный храм которой находился во Фригии. Преследуемый любовью богини Аттис оскопил себя под сосной и умер от потери крови.
Миндаль обыкновенный был назван 'amygdala' в I веке н.э. Колумеллой. Миндаль является древним символом сокрытия ценного содержания в очень твердой, почти непроницаемой оболочке. «Миндалевидный нимб» или венец, составленный из двух несовершенных полукругов – мандорла является символом «Божьего величия» (преображенного Христа) или Царицы небесной Марии. Этот нимб часто встречается в средневековом искусстве. «Сияющая, но при этом исполненная глубоким содержанием мандорла является мистериальным образом сосредоточения на исходящий изнутри свет с целью сокрытия истинной природы Христа в его телесности».
Гранат культивировался с давних времен на территориях, примыкающих к Средиземноморью, и на Ближнем Востоке. В Вавилоне его начали разводить уже 5000 лет назад. В Памфилии (Киликия) существовала эолийская колония под название Сиде – «гранат» (sidē), основанная в VII-VI вв, что указывает на обилие гранатовых деревьев в этой области.
Миф называет то двенадцать, то тринадцать погибших женихов. Эти числа соответствуют количеству лунных месяцев, которых в году было попеременно то двенадцать, то тринадцать. Например, в Олимпии колесницы во время соревнований проходили по стадиону двенадцать кругов в честь луны-богини. Однако Эномай мог не беспокоиться за результат соревнования: лошади, впряженные в его колесницу, превосходили по быстроте всех остальных лошадей Греции, а возничим был Миртил, сын Гермеса, умело управлявший колесницей, и Эномай всегда выходил победителем, поражая очередного желающего взять в жены Гипподамию насмерть копьем.