Растения
Растения в мифологии
Растения в мифологии
На Востоке красная роза, или алый гибискус, считался "цветком Богини". До того как были выведены многолепестковые сорта, их у этой розы было всего пять. Подобно пятилепестковому цветку яблони и пятиконечной сердцевине яблока, роза естественным образом образовывала пятиконечную магическую фигуру и подобно яблоку, всегда считалась священным атрибутом Богини. Во II тыс. до н.э. розы изображались на стенах домов на Крите. Храмы, посвященные древнегреческой богине любви Афродите, были окружены зарослями роз. Древние греки розами украшали невесту, ими усыпали путь победителей, когда они возвращались с войны; их посвящали богам.
По широко распространенному преданию, все розы первоначально были белыми, потом некоторые из них были запятнаны кровью. Чьей кровью – это зависит от страны, где эта традиция бытует. В древней Греции это была кровь Адониса, раненного диким кабаном, или Афродиты, чьи ноги были оцарапаны шипами, когда она бежала к умирающему возлюбленному. Для мусульман это кровь Магомета. Альберт Великий писал о "розе, покрасневшей от крови Христа, пролившейся при его мучениях", что напоминает о сирийском анемоне, окрасившимся кровью Адониса.
Розмарин был посвящен Афродите и Дионису. "Для древних греков и римлян розмарин был символом памяти и верности возлюбленных. Он также был символом плодородия и долголетия и использовался на похоронах как символ бессмертия". (2) Традиционно розмарин при погребении кладут на гроб, чтобы сказать этим, что ушедший не будет забыт; по сей день его сажают на могилах.
Древние греки верили, что первоцвет способен исцелять от всех недугов, которыми страдает человек, и называли его цветком двенадцати богов. Особенно часто античные врачеватели прописывали первоцвет от паралича, из- за чего он был прозван параличной травой. По другой древнегреческой легенде, примула возникла из тела умершего от любви юноши, Паралисоса, которого боги из сострадания превратили в этот ароматный цветок.
С древнейших времен и до наших дней пион почитали как магическое и целебное растение. Древние греки верили, что собирать его корни безопасно только ночью, к тому же, соблюдая те же меры предосторожности, что и при сборе мандрагоры, т. е. с привлечением привязанной к растению собаки, тянущейся к куску мяса и выдергивающей тем самым пион с корнем. Считалось, что пион издает такой же роковой для сборщика крик, как и мандрагора. Однако, будучи собран этот корень являлся мощным противоядием для многих напастей, и особенно ценным средством против психических расстройств, ночных кошмаров, эпилепсии и тому подобных болезней.
Подснежники связывают также с Богородицей, особенно с днем Сретенья Господня, праздником ее очищения. Ими украшают к празднику церкви, вносят в дома на Сретенье для защиты от всякой напасти и в качестве обряда так называемого "белого очищения" дома. (1)
Пейотль применяли не только жрецы, чтобы вызвать различные видения, а потом передать увиденное народу как священное пророчество. Он широко использовался в народной медицине. В виде кашицы его применяли как наружное болеутоляющее и протвовоспалительное средство - наносили на раны, места ожогов и укусов змей, лечили им ревматические боли. При приеме внутрь пейотль стимулировал сердце и кровообращение, придавал силу и выносливость, снижал температуру тела и успокаивал кашель.
Отношение уичолей к пейотлю в корне отличается от негативного отношения западной культуры к этому растению, как к наркотику. Антрополог Питер Фурст в своей книге «Галлюциногены и культура» приводит забавный случай, иллюстрирующий точку зрения индейцев: когда один из корреспондентов в присутствии шамана уичолей назвал пейотл наркотиком, шаман кратко ответил, что «аспирина – наркотик, пейотль – священное растение».
В поход за священным кактусом отправляются за три сотни миль в гористые районы Сьерра-Мадре в западной Мексике. Там был сотворен мир, там некогда жили первые люди, и первый шаман когда-то возглавил откочевавших из этих мест божественных предков в походе, возвращавшем их в священный центр мира. По преданию боги-прародители «сидели, образовав круг, в храме уичолов, и каждый жаловался на свои недуги».
Восприятием Виракуты как страны, находящейся в потустороннем мире, объясняется правило называть в походе вещи не своими именами, например, голову - горшком, нос - мужским членом, волосы - волокнами или корнями кактуса. Ведь в ином мире все наоборот, все перевернуто. «Вот мы все собрались в центре города, под луной, и нам совсем не удалось набрать пейота, наши корзины наполнены одними цветами», — говорят паломники, стоя посреди пустыни под палящим солнцем с корзинами, полными пейота».
Некоторые кактусы (Opuntia ficus-indica) использовались в религиозных ритуалах, служили продуктом питания, другие - в качестве медицинских препаратов, как строительный материал или в качестве источника красящих веществ. Цветущий кактус, изображенный на мексиканском гербе – это напалея кошениленосная. Это растение знаменито тем, что на нем в огромном количестве размножается тля-кошениль, из высушенных особей которой получают алую краску для тканей и пищевой краситель.