Животные
Животные в мифологии разных народов
Животные в мифологии разных народов
У нигерийской народности нгбо черепаха является символом богини земли и плодородия Але (Ала, Ана, Ани, Айя). Считалось, что Але создала землю и растительность. От нее зависит урожай.По некоторым мифам ее супругом выступает громовержец, символ которого – змея. В др. вариантах он ее брат. Их общий символ – крокодил, их общий посыльный на землю – Абара. Как слуга Але он держит в одной руке траву, в другой – меч. Наказывает людей от имени Але. Главный предмет культа Але – огромный барабан, в который били во время войны и на который складывали головы врагов.
В мифах индейцев Центральной Америки образ черепахи отражает представления о земле как о твердой основе, о плавающем острове, транспортном средстве, перевозящем людей после потопа и даже скаковом животном мифических предков. У горных тотонаков земля ассоциировалась с водяной черепахой, вырастившей у себя на спине Молодого Бога Кукурузы. Майя в росписях на сосудах изображали рождение бога Кукурузы «из зияющей трещины в спине водяной черепахи». На некоторых изображениях этот бог появляется из расщепленной горы. Возведенные майя платформы и пирамиды в Калакмуле (юг Мексики) обрамляли площадь, на которой плоский выход коренного известняка был покрыт "резными фигурками, изображавшими появление предка всех людей из нижнего мира через трещину в панцире черепахи-Земли. Первый Отец был возрожден в облике бога маиса, который вырастал из земли подобно растению кукурузы". С возрождением майя связывали три звезды пояса Ориона, называя их "либо тремя камнями, что установлены в "сердце творения", либо "черепахой возрождения". Кроме "черепахи возрождения" майя было известно созвездие Черепаха (Ак), состоявшее из звезд созвездия Близнецов. "Майя использовали их для определения времени в ночные часы". Ударные инструменты изготовлялись из панциря черепахи.
В античную эпоху на месте зодиакального знака Весов изображались клешни Скорпиона; египтяне же изображали здесь двух черепах. «Египтяне, - писал Дж. Массей в «Типологии потопа и ковчега», - помещали двух черепах в знаке Весов – измерителя наводнений. Это обозначало точное время в году в фиксированном Зодиаке, когда вода поднималась выше всего, а затем вновь начинала спадать и вновь показывалась земля. Это были две черепахи наводнения».
В мифологических представлениях Древней Индии с черепахой соотносится основание земли. Считалось, что "земной диск вместе с горой Меру покоится на спинах четырех слонов: сильных, надежных и неизменных держателей мира. Слоны стоят на панцире огромной черепахи, а сама черепаха лежит на свернутом кольце – теле исполинской кобры". В другом варианте на черепахе покоится змей Шеша, а на нем - мир. Однако незыблемость земли, покоящейся на черепахе, подвержена разрушению в конце текущего космического цикла - калиюги. Пураны по-разному описывают уничтожение мира в конце калиюги. В одной из пуран утверждается, что при появлении Вишну в аватаре Калки - верхом на белом крылатом коне - будут уничтожены все злые обитатели земли, а земля - повержена в пучину. Конь Вишну изображается с поднятой правой ногой. "Когда он ударит ею по земле, черепаха, поддерживающая змею Шешу, на клобуке которого покоится мир, упадет в бездну и тем самым освободится от своего бремени".
В Юго-западном Иране, в Сузах, знаменитой резиденции Дария I, в погребении IV тысячелетия, среди расписных кубков и чаш найдена чаша, на дне которой "нарисована черепаха с направленными на нее сзади и спереди "зубцами гребешка". Черепаха по сей день считается в Восточной Азии символом плодородия и воды и в то же время – подземного мира и смерти. "Гребень" в древнем китайском письме обозначал дождь". Таким образом, "положенный в такую чашу череп покоился на животном, олицетворявшем подземный мир и возрождение, которому способствовал падавший с двух сторон дождь. Изображенные на кубках змеи и водяные птицы также связаны с водой, смертью и возрождением".
В мифологических представлениях древних греков черепаха соотносилась с Нижним миром. В трехчленной вселенной с подземным миром древних богов ассоциировался Тартар, название которого происходит от слова "tartaruga" ("черепаха").
В цикле мифов о героических подвигах Тесея его четвертым подвигом было убийство коринфянина Скирона, сына Пелопса либо Посейдона. "Скирон обитал на Мегарской земле среди скал, которые по его имени называются Скиронидскими, и заставлял прохожих мыть ему ноги; когда же они приступали к мытью, он сталкивал их в пропасть на съедение огромной черепахе". Тесей отказался мыть Скирону ноги, поднял его и сбросил в море. Однако мегарцы помнили Скирона как честного и щедрого царского сына из Мегары и проводили в его честь Истмийские игры под предводительством Посейдона. Sciron означает "солнечный зонт", а поскольку в Аттике не было отмечено культа черепахи, Р. Грейвс полагает, что история о Скироне основана "на ряде сакральных изображений сбрасывания царя-жреца как фармака с Белой скалы". Сам Скирон и был тем фармаком*, которого во время Скирофории, отмечаемой в последний месяц года в день летнего солнцестояния, сбрасывали в море с зонтом для того, чтобы замедлить падение. Плавающий на волнах зонт и был той "черепахой", которая поджидала свою жертву. (*Фармак - человек, символически приносимый в жертву).