Цветы
Цветы в мифологии
Цветы в мифологии
Древнеегипетские художники отлично понимали, что лотос и геральдической цветок Верхнего Египта представляли собой два совершенно разных вида растений. Свидетельство тому можно видеть на фреске в усыпальнице в Фивах, где Аменхотеп III изображен сидящим на престоле, который поддерживают две колоны спереди и одна сзади. Задняя колонна имеет вид стебля папируса, а из двух передних колонн одна символизирует лотос, а другая - лилию, традиционный геральдический символ юга. Во внутреннем дворике Карнакского храма стоят две свободно стоящие колонны, воздвигнутые при Тутмосе III. "Высокий рельеф на колонне с северной стороны от входа изображает три стебля папируса. На колонне с южной стороны от входа высечены тоже три стебля, но, увенчанных сложным стилизованным цветком с частично отогнутыми лепестками. И если вы теперь на минуту оставите Египет и вспомните символический герб французской монархии, вы сразу же узнаете в них знаменитый «Fleur-de-Lys».
Лотос - один из самых древних цветков на земле, существовавший уже в позднем меловом периоде. Необыкновенная долговечность свойственна его семенам: они были обнаружены погребенными в торфяниках Северного Китая, и их возраст насчитывает не менее, чем 1000 лет! После соответствующей обработки их кожуры семена проросли и дали цветущие растения. Однако самыми старыми считаются три семени лотоса, найденные в неолитическом каноэ на глубине пяти с половиной метров в торфяном болоте близ Токио. Специалист по лотосам, доктор Итиро Ога надрезал твердые покровы одного из этих 2000-летних семян, открывая доступ к зародышу. Через четыре дня после того, как семя поместили в воду, оно проросло! Полностью раскрывшийся розовый цветок лотоса развивался точно так же, как и современные лотосы.
Древние греки называли плоды лотоса египетскими бобами (faba egyptiaca), имея в виду киренейский лотос - кустарник из семейства Крушиновых, произрастающий в Северной Африке. В настоящее время это растение встречается и в Южной Европе. Плоды киренейского лотоса похожи на косточки величиной со сливу, очень вкусные; в древние времена они употреблялись народами Северной Африки в пищу.
Из античных источников нам известно о трех разновидностях египетского лотоса: розовом, белом и голубом, которые отличались друг от друга формой цветка, символическим осмыслением и использованием в ритуальных целях. Наиболее часто у египтян встречался белый и голубой лотосы, а вот розовый почитался самым священным и чудодейственным и в обиходе, в силу своей сакральности, не встречался, плоды его не шли в пищу. Его название нередко фигурировало в медицинских текстах, поскольку он обладал целебными свойствами. В надписях времени Рамсеса III фараон приносит фиванским жрецам в качестве жертвенных даров плоды розового лотоса.
Как символ возрождения лотос был включен в культ жертвенного быка Мневиса. Считаясь предвозвестником солнца, рыжий бык Мневис символизировал обновление жизненных сил и был причастен к возвращению молодости, ибо, по поверьям египтян, старый бог умирает, чтобы возродиться молодым. Представление о возрождении жизненных сил сближает культ Мневиса с символическим осмыслением лотоса. Обряды сопровождались приношением букетов лотоса, иногда сам Мневис изображался с хвостом, "процветающим" в виде лотоса. Древние египтяне верили, что "оживление для вечной жизни происходит путем символического "прохождения" покойного через шкуру жертвенного животного, уподобленную стеблю лотоса". Благодаря этому магическому ритуалу можно было возродиться из лотоса, подобно богам.
Большую роль в распространении лотоса в Юго-Восточной и Южной Азии сыграло разведение этого цветка как пищевого сырья. Корневища лотоса, богатые крахмалом, повсеместно употребляли в пищу. Их варили и жарили, подсушивали и перемалывали в муку, из которой готовили лепешки. Лотос орехоносный, в трудные времена спасавший людей от голода, и в настоящее время входит в рацион беднейших слоев населения. Бенгальцы уличая кого-нибудь в хвастовстве, прибегают к образу лотоса: «Говорят, что живут хорошо, а у самих от корней лотоса даже зубы почернели». Именно в пищевой ценности лотоса, кроется одна из причин многовекового поклонения этому розовому красавцу.
В индуистской мифологии первопричиной и началом творения признавался Вишну, член божественной верховной триады Брахма-Вишну-Шива. Мир возник из космических вод, в которых спящий Вишну покоился на кольцах мирового змея Шеши. Из пупа Вишну вырос тонкий стебель лотоса, в бутоне которого был скрыт Брахма. Распустившись, лотос являет миру сидящего в нем, словно на троне, бога, знаменующего своим появлением начало творения мира.
Лотос считался в Азии основным символом космической йони, из которой возникла вся жизнь. В Китае эта идея передавалась образом алмазного тела, рожденного из Золотого цветка - основного символа женственности. Цветок лотоса соотносился с представлением о плодородии и производительной силе; синий цветок (ч'инг) связывался с понятием чистоты и целомудрия.
Согласно одной из позднейших легенд, новорожденный царевич Шакьямуни (ставший затем Буддой) вырвался из рук слуг и пошел по земле сам. Всюду, где ступала его нога, вырастал громадный белый лотос. Согласно "Буддападе" лотос, одно из "восьми сокровищ", начертан на стопах Будды. Статуи Будды обычно покоятся на стилизованном изображении этого цветка — "лотосовом троне", а так называемая поза лотоса, padmasana - со скрещенными ногами и вывернутыми наружу пятками, считается наилучшей для покоя, сосредоточения и созерцания. Восседающий на лотосе Будда связан также и с лотосовой супругой по имени Праджня-парамита («совершенная мудрость»), несущей лотос.
Тибетское колесо времени называется Калачакра. Для наглядного представления сущности мироздания, калачакра нередко изображается в виде красного цветка лотоса, растущего на вершине мировой горы Меру - центре Вселенной. В середине лотоса находится магический кристалл, олицетворяющий мужское начало во Вселенной.
Обилие семян вызывало ассоциацию и с дождевыми каплями; по этой причине мак использовали в обрядах вызывания дождя. В Полесье, к примеру, во время засухи в колодец бросали («сеяли») зёрнышки мака и колотили или мешали воду киёчками (палицей — оружием громовержца), приговаривая: «Макарка, сыночек, вылазь из воды, разлей слезы по святой земле!». Макаркой называли мифического утопленника, который, по существующим поверьям, мог, как привести дождевые тучи, так и отогнать ненастье от села. Сербы, к примеру, для отгона грозовых и градовых туч обращались к последнему в селе утопленнику или висельнику, называя его по имени и заклиная отвести своих «говяд»(=грозовые тучи) от полей и угодьев.
Эту траву нельзя было выкорчевывать или срезать поскольку в этом случае можно было ожидать несчастья. Растение, защищающее от огня, естественным образом должно было лечить ожоги. С этой целью выжимался из листьев маслянистый сок и прикладывался к ожогу либо сам по себе, либо в смеси с подорожником, тоже считавшимся магической травой. В русской народной медицине настой из листьев заячьей капусты используется при лечении грыжи.
Английское название наперстянки - «foxglove» («лисья перчатка») является искаженным «Folks’Glove» (досл. «народная перчатка»), что означало «маленький народец», т. е. фей. С лисами это растение может быть связано другой легендой, по которой злые феи отдали соцветия наперстянки лисе, чтобы та смогла надеть их на лапы и незаметно, тихой поступью прокрасться по лесу. Кроме того, это растение называли «перчатками домового» и «колокольчиками мертвеца».
Своей расцветкой эти волшебные цветы напоминают то бабочек, то яркое оперение тропической птицы, а формой могут походить на какое-то таинственное животное или звезду, или башмачок или на ладонь с растопыренными пальцами.
Гелиотроп получил свое название (Гелиос — Солнце и тропе — поворот) не за окраску - его цвет сиреневый -, а за то, что его цветки, подобно подсолнечникам, поворачиваются в сторону источника света. И этот цветок греческий миф связывает с Клитией, но не с вавилонской принцессой, а нимфой, дочерью Океана, страстно и безответно полюбившей Гелиоса, бога солнца. Несчастная нимфа не могла оторвать взора от любимого и весь день с тоской поворачивала голову вслед за двигавшимся по небосклону светилом. Без воды и пищи нимфа иссохла и превратилась в цветок гелиотропа.
Греческий миф об Аттисе, божестве фригийского происхождения, повествует о том, как фиалки возникли из капель его крови. Аттис, "видимо, был богом растительности. Во время праздника, справлявшегося весной, жители Фригии ежегодно оплакивали смерть этого бога и радовались его воскресению".(1) Согласно одной из версий мифа, особенно распространенной в Пессинунте - центре культа Матери богов Кибелы, Аттис оскопил себя под сосной и умер от потери крови. По мнению Дж. Фрэзера членовредительство Аттиса "очевидно, является попыткой объяснить членовредительство жрецов, которые, поступая на службу богине, непременно оскопляли себя".
В мифологическом плане раннее появление весенних цветов связывало их с представлениями о детстве и юности, их увядание под набирающими силу солнечными лучами, с безвременной смертью. Греки и римляне на всех своих праздниках всегда носили венки из цветов. В русской обрядности венки украшали девиц в праздничных хороводах. С помощью венков, бросая их в проточную в воду, гадали о сроке жизни: утонувший венок был плохим знаком, считалось, что его владелица умрет в течение года. Во многих традициях цветы использовались в похоронной и погребальной обрядности: усопших и их могилы осыпали цветами. Сколь древна эта традиция можно видеть на примере неандертальского захоронения в пещере Шанидар (см. Загробный мир. Часть1) А. Голан пишет, что "цветы, будучи плодами земли, в символике неолита были связаны с культом божества земли. В Древней Греции на празднествах водили в процессии быка, украшенного цветами, а в Древнем Египте – барана, украшенного цветами".