Растения
Растения в мифологии
Растения в мифологии
Бузина издавна почиталась в Европе как священное дерево, связанное с подземным миром и его владычицей. В древесном алфавите друидов она является отдельной буквой – «ruis» и обозначает период с 23 ноября по 25 декабря. У друидов древней Британии был свой Зодиак, который состоял из 13 знаков, соответствующих 13 деревьям. Тринадцатый знак соотносился с бузиной и содержал часть созвездия Змееносца, расположенного между созвездиями Стрельца и Скорпиона.
Вероятно, связь с подземными водами сделала этот кустарник, или небольшое деревце, предметом почитания уже в глубокой древности. В Шумере повсеместно тамариск считался священным деревом, а в заклинаниях из Шуруппака он выступает как мировое дерево, крона которого уподоблена богу солнца Уту, ствол - богу Ану, а корни подземному божеству Энки-Нинки. «Основной функцией тамариска являлась роль экзорциста в процессе выведения нечистоты и болезней из тела реципиента".
Тогда как в народной европейской мифологии чудесное зачатие связывают с боярышником; в кельтской литературе аналогичная роль отводится терновнику, хотя он и считается символом вражды, олицетворением которой была Эрида, сестра бога войны Ареса.
В алфавите друидов боярышник был олицетворением буквы H (uath) и считался символом плодородия. Боярышник и Богиня – несущая смерть старуха – символически связаны в легенде о Кухулине: Богиня в облике пожирающей падаль вороны произнесла смертельное проклятье герою и улетела в заросли боярышника на равнине Муир-темне. Так описанное в легенде место обрело название «боярышник вороны».
Красный цвет хенны имел большое значение для античных женщин, для которых он «ассоциировался с их собственной животворящей "магической кровью". Намазывая руки и ступни хной, они таким образом отождествляли себя с Богиней, которой поклонялись. У гречанок это была Геката, у сириек – Анат, у индусок – любая ипостась Богини».
В Египте это растение было известно под названием резеды или бирючины и использовалось в процессах мумификации: «мумии заворачивали в одежды крашенные хной, что символизировало возрождение от материнской крови».
Лавр, называемый благородным, а также греческим и зеленым был растением божественности и пророчеств, листья которого жевали жрицы Богини в Темпейской долине, пока там не восторжествовал культ Аполлона. Миф связывает происхождение лавра с Дафной, жрицей матери-земли, преследуемой Аполлоном. В отчаянии Дафна взмолилась Гее, и та мгновенно перенесла ее на Крит, оставив вместо нее лавровое дерево. На Крите Дафна стала известна под именем Пасифаи, а Аполлон в утешение сделал себе венок из лавра, поэтому с Аполлоном связывался возникший обычай плетения лавровых венков.
«Современная западная традиция целоваться под омелой – вот все, что осталось нам от прежних эротических оргий в честь земли в надежде на плодородный год». В английской глубинке говорят до сих пор: если девушка не целовалась до свадьбы под омелой, она останется бесплодной. Обычай целоваться под омелой, похоже, чисто английский, и следы его обнаруживаются только в тех странах, где в то или иное время селились англичане.
У священной древнеевропейской омелы, Viscum album листья растут попарно в стороны, словно крылья, и ягоды – либо попарно, либо поодиночке. Это растение рассматривалось как имеющее промежуточный характер (ни дерево, ни куст) и, согласно легенде, появлялось там, где молния поражала дерево. Омелы, растущие на дубах, особенно ценились в Древнем Риме и у кельтских друидов. По болгарским поверьям, в омеле скрываются самодивы, а сажают омелу на деревьях птицы. На Руси ее называют «вихорево гнездо». В Сербии и Македонии считалось, что это растение вил, поэтому когда его рвут, оставляют на дереве нитку или деньги.
У греков сохранилась связь цветов боярышника со свадьбами: ветви боярышника сжигали на алтаре во время бракосочетания, а на невестах в Афинах были надеты венки из цветущих ветвей боярышника. Венок из белых цветов боярышника на голове молодой девушки был символом ее чистоты. Поскольку боярышник цветет в мае, постольку и пора свадеб когда-то должна была приходиться на этот месяц. Однако одно из древнейших свадебных суеверий гласит, что брак, заключенный в мае, будет несчастным. Об этом даже были сложены поговорки: «В мае жениться – детей хоронить» и «Между жатвой и покосом жениться – со здоровьем проститься».
Май считался неудачным месяцем для свадеб еще во времена Овидия. Вот, что он писал в своей поэме «Фасты»: «И ни вдове в эти дни, / ни девице праздновать свадьбу/ Не подобает никак: / долгим не будет их век, / Вот почему я скажу, / если пословицам веришь, / В мае, народ говорит, замуж идти не к добру». Возможно, это суеверие возникло от того, что в мае праздновались лемурии в память о душах умерших, не находящих себе покоя.