Животные
Животные в мифологии разных народов
Животные в мифологии разных народов
Согласно преданию айнов Сахалина выдра несет ответственность за то, что человек смертен. Божество, которое должно было сотворить человека, послало к Верховному богу выдру - своего помощника, чтобы узнать из какого материала следует изготовить человека. "Забывчивая выдра, как повествует устная традиция, перепутала все сказанное ей небесным владыкой, передав творцу человека, что люди должны быть не из камня, как это было задумано, а из дерева".
В Авесте выдра связана с образом великой богини Ардвисуры Анахиты, предстающей в яште 5 как “богиня священных вод; место ее жительства находится среди звезд. …Она обеспечивает плодородие природы и живущих существ, покровительствует стадам и пастбищам… На ногах у нее золотая обувь, роскошный плащ из меха выдры, расшитый золотом, окутывает ее”. В мифологическом контексте одеяние, покрывающее антропоморфное божество - плащ, мантия - заменяет шкуру его зооморфного образа. Следовательно, Ардвисура, прежде чем предстать статной девой, выступала в образе самой выдры.
В Древнем Китае лягушки почитались с глубокой древности. Статуи лягушек устанавливались даже в императорских дворцах, а поклонение духу зеленой лягушки сохранялось вплоть до XIX в. Лягушка связана с водной стихией, отсюда сюжеты с лягушкой, выпившей озеро или пруд, но вынужденной выпустить воду, лопаясь при виде хохочущего человека. Связь лягушки с луной (см. Жаба) и дождями, обусловила наличие ее изображений на южно-китайских бронзовых барабанах, ибо вызывание дождя было одной из важных ритуальных функций барабанов.
Выдра выступала одним из главных мифологических образов у оджибве, индейцев Северной Америки. В мифе оджибве о происхождении времен года «выдра уносит лето», что соотносит образ этого зверька с осенне-зимней половиной года. В варианте этого мифа фигурируют две выдры: Большая и Малая, участвующие в походе за освобождение перелетных птиц, т. е. за приход весны. Большая выдра создает помехи в походе, а Малая – освобождает птиц. Затем, спасаясь от преследователей, Малая выдра лезет на дерево, а оттуда на небо и становится созвездием Большой Медведицы.
Селькупы считали выдру сильным духом – хозяином воды и подземного мира. Змея, ящерица и выдра изображались на колотушках бубна, потому что считались помощниками шамана на воде, суше и под землей. Сама колотушка для камлания при путешествии в подводный мир обклеивалась ее шкуркой. Выдра считалась настолько сильным духом, что селькупский шаман только после 10-12 лет камлания мог иметь шапку с короной из рогов, отороченную мехом выдры или лисицы.
У народности коми выдра считалась представителем Нижнего мира, ипостасью водного духа, поэтому в промысловом календаре коми выдре отводился период с начала ноября до середины декабря (5 ноября - 19 декабря), то есть период поздней осени, когда на севере самая длинная ночь. За ним следовал период лисицы, продолжавшийся до середины января. Начало периода выдры означало переход преимущественно к пушной охоте. По поверьям коми, выдра олицетворяла потусторонние силы, связанные с водной стихией. Наряду со щукой она могла выступать в роли водяного духа.
На Алтае выдру называли камду, камна, т. е. словом, в котором корнем было «кам». Южные алтайцы считали, что выдра сама - кам, и камы могут превращаться в этого зверька, поэтому трогать его нельзя ни в коем случае. У северных алтайцев были похожие представления о барсуках. Существует поверье, что убившему выдру или медведя надо совершить особые ритуальные действия, чтобы избежать смерти. Особенно показательно, что выдру «хоронят, пеленая и пуская по воде, оплакивают, просят у нее прощения».
В греческой мифологии сакральность образа бобра отмечена обращением самого Зевса в это животное. В мифе о любовном преследовании Зевсом Немесиды, он вслед за богиней, принимающей ряд животных форм, чтобы избежать его объятий, сам превращается в животных-преследователей. Так, когда Немесида превращается в рыбу, Зевс обращается в бобра, гоняющегося за ней. Через ряд превращений Немесида и Зевс оборачиваются гусыней и лебедем, и Зевс достигает своей цели. Снесенное Немесидой-гусыней яйцо находит Леда, жена царя Тиндарея. Из этого яйца рождаются Елена с Клитемнестрой и мальчики-близнецы – Кастор и Полидевк.
Лягушки привязаны к влажной среде, хотя увидеть их можно не только в воде. Древесные лягушки предпочитают деревья, как об этом говорит их название. Лесная лягушка обитает не только в лесу, но и в тундре, выдерживает суровые зимы центральной Аляски. В Европе распространены лягушки травяные, однако и эти все же появляются у воды для откладывания икры. Спариваются лягушки раз в год. Вылупившиеся головастики через год превращаются в лягушек. Зимуют в воде на дне водоёмов. У лягушек очень большие легкие, а также имеется кожное дыхание, что и позволяет им долго находиться под водой.