МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Деревья

Деревья в мифологии

Кедр. Часть 1

КедрКедр (греч. kedros, лат. cedrus) с древнейших времен почитался за прочность своей древесины и ароматическую смолу.  Это огромное, благоухающее вечнозеленое дерево тесно ассоциируется с Ближним Востоком и Средиземноморьем.  Кедр является национальным деревом и символом Ливана. Это дерево может достигать высоты до 60 метров, диаметр  кроны при этом составляет около 3 м. Продолжительность  жизни  кедра доходит до 3 000 лет. В древние времена кедр символизировал победу жизни над смертью.  В Месопотамии богатые смолой кедровые и сосновые шишки использовались в ритуальных церемониях для привлечения богатства и для защиты от опасных болезней.

Уже на заре египетской истории кедровый строевой лес привозили в бедную деревом страну на Ниле из Ливана. Египтяне использовали древесину кедра для строительства кораблей, изготовления мебели, саркофагов, кедровая смола использовалась для бальзамирования. Священная барка Амона ("сокрытый") – «Солнечная ладья» была сделана из кедра. «Папирус времен Рамсеса XII ~1118-1090 гг. до н. э.  повествует о путешествии в Библ египетского жреца и вельможи Унуамона за горноливанским кедром для обновления священной барки Амона.

Подробнее...

Ель. Часть 3

Ель Элата («ель») – богиня луны  древнегреческой мифологии. Известен миф о превращении фессалийки Кениды, дочери Элата, не желавшей выходить замуж, в мужчину – Кенея. Вот как описывает это событие Овидий: деву "...на пустынном блуждавшую бреге, / Бог обесчестил морской; об этом молва разносилась. / Возвеселился Нептун, любви той новой отведав. / "Пусть пожеланья твои, - он сказал, - исполнятся тотчас! / Что по душе – выбирай!" – и об этом молва разносилась. / "Оскорблена я тобой, и немало мое пожеланье: / Чтоб никогда не терпеть мне подобного, - так отвечала, - / Женщиной пусть перестану я быть: вот дар наилучший!"…/ … бог моря широкого просьбу / Девы уже исполнял, - и так содеял, чтоб телу / Раны грозить не могли и оно от копья не погибло".

Кенида означает «новая». Ставшая мужчиной Кенеем, она добилась таких военных успехов, что лапифы избрали ее своим царем. Возгордившийся Кеней установил на рыночной площади  «копье и заставил людей приносить ему жертвы, как богу, и не почитать больше никаких богов» . Узнав о высокомерии Кенея, Зевс  стал подстрекать кентавров, чтобы они убили его. На свадьбе Пирифоя они внезапно напали на Кенея, но он оставался невредимым, потому что оружие отскакивало от его заговоренного тела. Тогда кентавры стали бить его по голове стволами еловых деревьев, пока не вогнали в землю, а затем сложили над ним огромную поленницу.

Подробнее...

Ель. Часть 2

ЕльЕль — священное дерево германцев. Древние германцы почитали ель как воплощение "лесного духа" ещё в языческие времена. Во всей Северной Европе ель считалась домом могучего духа и  царем леса. Почитание этого дерева было настолько сильно, что лесорубы категорически отказывались его рубить."

Тевтонская традиция украшения елки возникла во времена празднования святок вместе со свечами, подарками и жертвенной свиньей с яблоком во рту. Но в ней прослеживаются и языческие элементы  из Южной Европы. Жрецы Аттиса, называемые дендрофоры, т. е. "носители деревьев", ежегодно выбирали сосну в священной роще (pinea silva) для внесения изображения бога в храм. В обязанности дендрофора входило украшение дерева для жертвоприношения. Возможно, отсюда возникла традиция украшать рождественское дерево (елку) изображениями людей, например пряничными человечками".

Подробнее...

Ель. Часть 1

ЕльЕль (лат. Pícea) - вечнозеленое хвойное дерево, достигающее высоты до 30 м. Живёт в среднем до 250—300 лет (иногда до 600). Латинское название предположительно происходит от лат. pix — смола, либо от picis — смолистое, живичное дерево. Еловые леса очень плотные, густые, тёмные. Нижние ветви нередко достигают земли и их  называют лапами: если присмотреться, они действительно похожи на лапы животного, особенно в заснеженном лесу. Ломаные ветви (использующиеся как настил) называют  лапником.

Ель – символизирует мужество, достоинство, верность, долголетие и соотносится с идеей вечной жизни. Все эти качества, приписываемые ели, придавали еловым ветвям характер оберега и апотропея. Мифологические представления о ели сохранились у восточных и западных славян. На Руси свадебный  каравай украшали столбиками-«елочками» из теста, использовали узор в елочку. На Украине в канун купальской ночи, чтобы уберечь скот от болезней,  еловые ветки втыкали перед воротами, перед хлевом, в стреху крыши и другие места. Поляки при первом удое молоко процеживали через еловые веточки, чтобы оно не испортилось. В Белоруссии при закладке дома освященные еловые ветки подкладывали под все четыре угла, чтобы предохранить его от грома. Там же, в целях  предохранения от грома и ветра, еловые ветки втыкали в крышу и в  стены, для сохранения от бури привязывали к яблоням, клали в подпол – «чтобы буря не тронула».

Подробнее...

Кипарис. Часть 2

КипарисВ греческой мифологии кипарис считался священным деревом как богов - Аполлона,  Аида-Плутона, Сильвана, Крона, так и богинь – Кибелы, Персефоны, Афродиты, Артемиды, Геры, Эвриномы, Афины  и Гебы. Согласно одному мифу в кипарисы превратились дочери царя Этеокла. В Псофиде кипарисы тоже связывались с женским началом. Они росли вокруг могилы Алкмеона, сына Амфиарая: "Считая их посвященными Алкмеону местные жители не позволяют себе их рубить; они называют их «девами»". Согласно другому  мифу  в это дерево превратился юноша по имени Кипарис. Палица Геракла, скипетр Юпитера и стрелы Эрота были сделаны из кипариса.

Геба считалась дочерью Зевса-Юпитера и была богиней вечной юности, исполнявшей обязанности  виночерпия на пирах богов.  Культ Гебы существовал во Флиунте на Пелопоннесе. На акрополе Флиунта росла  кипарисовая роща и находился «очень древний и чтимый храм; богиню, которой посвящен этот храм, древнейшие писатели называют Ганимедой, позднейшие Гебой».

Описывая культ Гебы, Павсаний сообщает: «Среди знаков почета, которые флиасейцы воздают этой богине, величайшим считается то, что она имеет право оказывать покровительство прибегающим к  ней с мольбой о защите ( рабам): молящим предоставляется здесь неприкосновенность, и рабы, закованные в цепи, избавившись от них, посвящали свои оковы богине, вешая их на деревья этой рощи».

Подробнее...

Кипарис. Часть 1

КипарисКипарис (лат. Cupressus) — вечнозеленое дерево с  пирамидальной или раскидистой кроной. В диком виде распространена только горизонтальная форма (f. horizontalis) этого вида. Кипарис горизонтальный произрастает в горах Малой Азии, Ирана и на островах Кипр, Крит и Родос. Пирамидальная (f. stricta), более привычная нам форма, возникла в глубокой древности и широко распространилась в Западной Азии и странах Средиземноморья. Это дерево высотой до 30 м. Живет 200-300 лет, в горах встречаются деревья долгожители - их возраст достигает 2000 лет.  Говоря о человеке,  что он "стройный как кипарис", имеют в виду кипарис пирамидальный. Кроме того, этот кипарис считается мужским деревом. Издавна существует убеждение, что это дерево оказывает положительное влияние на половую активность мужчин, усиливает потенцию.

В Южной Европе и Юго-Западной Азии кипарис имеет двойственную символику. С одной стороны он считается символом смерти, отчаяния и вечного горя, с другой – возрождения и бессмертия души, символом радости и милости. С древнейших времен кипарис был культово-символическим деревом, и лишь позднее он был поставлен в связь с культами подземного мира. В античной традиции кипарис уже рассматривался как дерево траура, посвященное богу подземного царства и эриниям. На этом основании его стали часто высаживать на могилах.

Подробнее...

Сосна. Часть 3

СоснаВ Восточной Азии сосна считалась истинным «древом жизни», которое даже в преклонном возрасте выглядит зеленым и свежим. По это причине сосна всегда высоко ценилась как символ долгой жизни и счастливого супружества. В Китае сосна (сун) символизирует зиму и долгую жизнь, а также надежду и удачу. В китайском искусстве сосна  выступает  символом незыблемости, поскольку она даже в холодную погоду сохраняет свои иглы; кроме того парный способ существования этого дерева символизирует супружескую чету. "Своим спокойствием она удлиняет себе жизнь" (Конфуций). Сосны сажали также на могилах, чтобы они отгоняли злых духов. Особенно почитались старые деревья».

В японской культуре сосна  считается "одним из трех друзей зимы, наряду с бамбуком и цветком сливы, и называется matsu-no-ke. На Новый год японцы раскладывают сосновые ветки вокруг своих дверей для привлечения удачи, поскольку сосна считается временным пристанищем богов, спускающихся на землю. В Японии верили в то, что при нисхождении на землю боги спускаются на верхушки сосен (и других высоких деревьев), растущих в горах, которые связывают  землю с Такама-но хара -  обиталищем богов на небе.

Сосна, кипарис и ива занимали особое место в обрядовой жизни корейцев. Особым почитанием пользовались сосна и кипарис – «с ними были связаны представления о королевских предках».  С древних времен в Корее существовал обычай высаживать на могилах сосны и кипарисы, «чтобы придать духу умершему силу и тем самым спасти тело от разложения».  Гробы изготовляли из сосновых досок с целью сохранения останков умершего, а поминальные дощечки – из кипариса. «Посох из сосны в траурных обрядах символизировал мать-землю» и «с его помощью шаманка (муданъ) прорицала и говорила от имени умершего. Сосна выступала не только как вместилище души, но и (в поэзии) как воплощение самого умершего».

Подробнее...

Сосна. Часть 2

СоснаСосна связана с  богом  виноделия Икарием, который  первым изготовил  вино и угостил им пастухов. Последние  убивают Икария, принимая опьянение за колдовство, совершенное Икарием над ними. Собака приводит Эригону к сосне, под которой тайно погребли Икария. Выкопав труп, девушка «с отчаяния повесилась на той же сосне, помолясь богам о том, чтобы все афинские девушки разделили с ней эту участь  пока Икарий лежит неотмщенным». Вскоре после этого "молодых афинянок стали одну за другой находить повесившимися на сосне".

Это безумие продолжалось до тех пор, пока Дельфийский оракул не объявил, что их жизни требует Эригона. "Виновных в гибели Икария пастухов нашли и повесили, потом учредили ныне отмечающийся праздник вина с жертвенными возлияниями в честь Икария и Эригоны". На этом празднике к ветвям деревьев привешивали маски, которые качались на ветру. "Образ собаки Меры был помещен среди звезд, и она стала звездой Малый Пес. Поэтому некоторые, - пишет Грейвс, -  отождествляют Икария с Боотом, а Эригону – с созвездием Девы".

Подробнее...

Сосна. Часть 1

СоснаСосна (лат. Pinus) – вечнозеленое хвойное дерево, достигающее высоты  до 50 м. Живет до 350—400 лет. Знаменита сосна своими целительными свойствами: с лечебной целью используют нераскрытые весенние почки сосны, хвою, живицу. Высушенная пыльца из цветущих желтых шишек сосны,  принимаемая 2—3 раза в день, предохраняет организм от преждевременного старения и удлиняет человеку жизнь. Как вечнозеленое дерево сосна считалась символом бессмертия.

Сосна символизировала многих богов-спасителей, включая Аттиса, Диониса и Осириса. Храм Осириса в Дендере «украшало изображение самого бога среди сосен». Обычно сосновые шишки «символизируют мужские половые органы», особенно если вместе с ними присутствует лотос. Ассирийцы часто изображали на орнаменте попеременно лотос и сосновую шишку, используя этот мотив как символ плодородия.

Несмотря на широкое распространение сосны в Европе, это дерево не играло существенной роли в народных верованиях. Скорее, на первый план выходила польза, извлекаемая из сосны: из ее смолы добывали (и добывают) сухоперегонный скипидар, сосновую сажу и вар, а также терпентин.  Однако в эпоху Возрождения сосновые шишки становятся излюбленным узором декора колонн, урн, гробниц и даже храмовых башен.

Подробнее...

Лиственница. Часть 2

ЛиственницаРодовое дерево амурских нивхов че дигр, представлявшее собой высохшую,  но стоящую вертикально вверх лиственницу, «вплоть до середины XX в. знаменовало в исторической памяти коллектива символ связи людей с небесным миром». Л.Я. Штернбергом записан нивхский миф под названием "Две синицы", в котором лиственница выступает деревом, связывающим небо с землей. В мифе рассказывается о двух братьях-синицах и о том первоначальном времени, когда было два солнца и две луны, поэтому летом было очень жарко, а зимой очень холодно. Однажды младший брат в поисках пищи дошел до толстой лиственницы, поднимавшейся "до самого неба", и нашел пищу у ее подножия. На следующий день оба брата отправились к этой лиственнице и, поев, увидели спускающихся с неба двух птичек – золотую и серебряную. Это были небесные люди и одновременно хозяева этой лиственницы. Братья-синицы стали сражаться с птичками, и в пылу сражения серебряная птичка и старший брат-синица упали, а золотая птичка с младшим братом поднялись на "сверху-находящееся- небо".  Далее следует серия превращений птички и синицы-брата в медведей, тюленей, рыб и, наконец, в людей:  синица предстала в мужском облике, золотая птичка - в женском.

Подробнее...

Лиственница. Часть 1

ЛиственницаЛиственница (лат. Larix) одна из наиболее распространённых пород хвойных деревьев в Сибири и на Дальнем Востоке. Это единственное хвойное дерево, сбрасывающее зимой иголки, и именно  из-за этой способности сбрасывать ежегодно хвою подобно тому, как лиственничные деревья сбрасывают свою листву,  лиственница и получила свое имя. Вероятно в глубокой древности лиственница тоже была вечнозеленым деревом, а потом ей пришлось приспосабливаться к суровым условиям Севера. Такой вывод напрашивается потому, что молодые всходы сохраняют свою хвою и зимой, обновляют ее только взрослые деревья.

Живет лиственница  от 600 до  1000 лет и может достигать диаметра в 2, 5 м у основания и высоты до 50 м. Древесина лиственницы  очень стойка к сырости и поражению грибками. В воде лиственница может находиться многие столетия, от этого ее древесина становится только тверже. На старых деревьях можно встретить трутовики, или лиственничную губку. Эвенки использовали ее для умывания и стирки белья. Лиственничное мыло дает обильную пену, легко смывая грязь. Из губки также готовили насыщенную красную краску для тканей. По содержанию смолистых веществ лиственничная губка не имеет себе равных. До революции ее в большом количестве вывозили за границу, и сейчас она продолжает быть предметом экспорта. В Древнем Риме "белый агарикус" — так называли римляне лиственничную губку — применяли как ценное лекарственное сырье.

Подробнее...

Тис. Часть 2

Ягоды тисаСвященный тис рос в храмовом комплексе в Упсале. Крепость и долголетие тиса придавали этому дереву характер мировой опоры. Так, скандинавская пророчица - вельва упоминает 9 миров и соответствующие им 9 тисовых деревьев, 9 «опор», «костяков» каждого мира.

Воплощающий собой  идею бессмертия – смерти и возрождения, - тис тесно связан с руной Эйваз, в графическом начертании изображающей магический двухконечный жезл  жизни и смерти. Считалось, что высаженные вокруг могильников тисы не только защищали умерших, но и служили средством прохода в мир умерших. В древних шаманских традициях сжиганием коры, листьев и смолы тиса добивались изменения состояния сознания, позволявшее проникнуть  в мир иной.

Тис является одним из немногих вечнозеленых растений Британии и часто высаживается во дворах церквей как символ смерти и воскресения; в средние века, когда ветки тиса использовались вместо пальмовых ветвей, последний день великого поста называли «тисовое воскресенье».  «В Британии говорят, что тисы в церковном дворе протягивают корни ко рту всех трупов». Считалось очень нехорошей приметой спилить растущее в церковной ограде тисовое дерево, либо сломать  или повредить его ветви. Так же, говорят, нехорошо вносить тисовые ветви в дом, и в большинстве случаев люди избегают включить их в число вечнозеленых рождественских украшений.

Подробнее...

Тис. Часть 1

ТисТис (лат. Taxus baccata) – вечнозеленое невысокое хвойное дерево или кустарник, срок жизни которого достигает нескольких тысяч лет. Возраст древнейшего тиса ягодного в Фортингале (Першир, Шотландия) оценивают в девять тысяч лет. Красноватая, исключительно прочная древесина и долголетие сделали это дерево символом бессмертия. Именно так воспринимали это дерево жрецы древней кельтской религии и высаживали тисы в священных рощах, на месте которых позднее появились христианские кладбища. Вместе с другими вечнозелеными деревьями тис, как символ смерти и возрождения, стал настоящим кладбищенским деревом.

С древних времен была известна ядовитость его семян, содержащих алкалоид таксин, парализующее действующий на сердце. Ядовита и кора, и хвоя дерева, причем эти свойства усиливаются с возрастом дерева. В средние века кубки из древесины тиса считались изысканным орудием убийства, поскольку вино в таком кубке пропитывалось ядами, и испивший его падал замертво. Шекспир в «Макбете» называет это дерево «дважды роковой тис» -  ведьмы  использовали его в своих колдовских смертельных снадобьях. Кельтские воины отравляли острия своих копий соком тисовых семян.

Подробнее...

Туя

ТуяТуя (Thuja), туйя, хвойное вечнозелёное дерево или кустарник. Очень высокие деревья могут достигать 150 м и выше в высоту и иметь в обхвате от 2,5 до 6 м. В древесине туи содержаться ароматические эфирные масла, которые придают растению приятный запах. Это свойство обусловило латинское название дерева  от греческого «thuia», что означит ароматная древесина, или от  «thuo», что означает 'жертвовать', поскольку поленья из туи, распространявшие приятный аромат, использовались для жертвоприношений. В переводе с латинского «туя»  означает «воскурение», «жертвование».

Родина туи Северная Америка и Восточная Азия. Из шести наиболее распространенных видов туи, два происходят из Северной Америки: туя гигантская или западный красный кедр, и туя западная. Четыре вида происходят из Азии. Самым популярным видом является туя западная (Thuja occidentalis), или 'жизненное дерево', известная в  Европе еще с 1545 г. Коренное население Америки называло тую "деревом жизни" и под этим названием туя и «переехала» в Европу.

Немецкое название туи – "Дерево жизни" (Lebensbaum).

Подробнее...

Дуб. Часть 15

ДубДуб был священным деревом древних тюрок. Могучие деревья с пышной кроной, такие как вечнозеленые дубы,  были посвящены богу неба – Тенгри. Народная вера караимов донесла до наших дней культ священных дубов, существовавший у древних тюрок. На родовом кладбище крымских караимов с показательным названием - Балта Тиймэз (топор не коснется), росли священные дубы. В настоящее время на этом кладбище растет около 20 почитаемых дубов, возраст которых оценивают в 300-600 лет. К священным дубам обращаются как в  индивидуальном, так и в коллективном молении.

Ритуал требует, чтобы с места обращения к Тэнгри было видно открытое небо. Вокруг избранного дуба выкладывают фигуру в виде солнца с расходящимися лучами. «Особенности ритуала, связанные с многолетней цикличностью, известны только посвященным и сообщаются в преддверии очередного периода доверенными хранителями традиции, часто по женской линии». Древние роды караимов имеют свои, особо почитаемые «семейные» дубы.  «Прикасаясь к ним, общаются с ушедшими поколениями предков. Считается, что общение с дубами дает силу, мужество и мудрость, помогает в трудных обстоятельствах, позволяя выбрать правильное решение».

Подробнее...

Дуб. Часть 14

ДубПод священными дубами по всей Сирии белеют купола часовен - мнимых могил мусульманских святых. Часто можно видеть многочисленные лоскутки тканей, развешенные на нижних ветвях отдельно стоящих или окружающих часовни дубов: такие деревья считаются «населенными» духами, и лоскутки либо должны защитить путников от зловредных влияний, либо служат для испрошения исцеления владельца.

Дж. Фрэзер упоминает об одном  из таких вечнозеленых дубов, растущих на месте старого Бейрута: «Население вешает на него обрезки своей одежды, полагая, что этим можно излечиться от болезней. Один из его корней образует над землей дугу, и люди, страдающие ревматизмом или люмбаго, проползают под нею, чтобы получить исцеление. Беременные женщины проделывают то же самое в надежде на легкие роды. Двадцать первого сентября мужчины и женщины отдельно друг от друга всю ночь танцуют и поют у этого дерева».

Такие же каменные строения с белыми куполами в окружении рощиц разбросаны  и по всей Палестине. На вопрос о том, что это за здание, следует ответ, что это – «вели», т. е. предполагаемая могила святого. В действительности же эти «вели» «обозначают местонахождение древних ханаанских "высот"» со священными дубами и жертвенниками Ваала. Эти строения называют  "мазар" — скиния или "мукам" — место. Последнее  название является еврейским словом, которым в Библии именовали ханаанские "высоты" подлежащие разрушению  «на высоких горах и на холмах, и под всяким ветвистым деревом...» (Втор., 12,2).

Подробнее...

Дуб. Часть 13

ДубСвященный дуб рос в  земле Ханаанской, в библейской святыне в Мамре. Это был древний дуб, под сенью которого Авраам по преданию принимал трех мужей, предсказавших ему рождение сына.  Когда Сарра умерла в Хевроне,  Авраам купил  у хетта поле со всеми деревьями, растущими на нем, и пещеру против Мамре, в которой и похоронил Сарру.  «Погребальная пещера и большое дерево – важные элементы библейской мифологии. Прообраз большого дерева и пещеры находится на небесах. Дерево – это Млечный Путь. Близ него – пещера, в которую заходит луна, когда с неба исчезает убывающий лунный серп. Это происходит во время летнего солнцестояния; тогда по старому летоисчислению кончается текущий год и начинается новый».

Внук Авраама Иаков, дойдя до Сихема в земле Ханаанской, «расположился перед городом. И купил часть поля, на котором раскинул шатер свой... И построил там жертвенник...». (I кн. Моисея, 33, 18-20) Там, у подножия священного дуба Иаков закопал каких-то идолов, чужих богов, «бывших в руках его», а также «серьги» (I кн. Моисея, 35,4). «Можно предполагать, - пишет Э. Церен, - что в соответствии со многими своими прототипами (например из Ура) они имели форму лунного серпа. Значит, и здесь встречается та же загадочная и труднообъяснимая история о небесных образах лунного серпа и дерева и определенной связи между ними».

Подробнее...

Дуб. Часть 12

ДубУ друидов существовал обычай, по которому дубу, две главные ветви которого образовывали крест, придавали статус священного дерева. С этой целью на правой ветви выбранного дуба вырезали  слово Hesus, на стволе  - Taranis, на левой ветви - Belenus, а над ними слово Thau – имя друидического бога деревьев. Идол Т(х)ау  изготовлялся тоже из дубовых бревен, очищенных от ветвей и скрепленных вместе, образуя трехконический крест.  «У языческих германцев и кельтов тау крест иногда обозначал деревянный молоток или двуглавый молот бога дождя».

«Древние племена, населявшие Западную Европу еще до кельтов, хоронили своих умерших в выдолбленных дубовых колодах, возможно, из-за консервирующих свойств танинов, содержащихся в древесине, но более вероятно — по причине веры в Короля Дуба и в жизнь после смерти». Льюис Спенсер в своей книге «Волшебные тайны Британии» делает предположение, что друиды были последними сохранившимися служителями культа мертвых. Трехконический крест был символом молота бога грома и молний, бога дуба.  Естественно, что над теми, которых хоронили в дуплах  дубов или в дубовых колодах, смерть не имела власти: они должны были возродиться, подобно тому, как пробуждался после зимнего сна их мечущий молнии бог дуба.

Подробнее...

Дуб. Часть 11

ДубКельты почитали дуб священным деревом  и особым почитанием пользовался тот, на ветвях которого росла омела. В алфавите друидов дуб означал букву «D» (dui’r), которая олицетворяла власть и силу. Двери обычно делались из дуба как самого крепкого дерева, и  имя дуба в «Beth-Luis-Nion» - «Duir» во многих европейских языках означает «дверь». Дуб считался друидами «дверью» в иное измерение:  Геракл «богом стал через фригийское полено», что указывает на особенную святость огня, разожженного на дубовых поленьях, «открывающего» путь к богам.  В армянской мифологии жертвенник богу солнца называется «дверь Михра», что позволяет предположить разжигание огня на этом жертвеннике тоже на дубовых поленьях.  

Месяц дуба начинался 10 июня и заканчивался 7 июля. На этот месяц попадал день летнего солнцестояния  – 24 июня, когда  «царя-дуба сжигали заживо, принося его в жертву. Кельтский год был поделен надвое, и вторая половина начиналась в июле, очевидно, после семидневного оплакивания, или поминального пира в честь царя-дуба». Вторая половина года проходила под властью таниста, убившего царя-жреца, и вечнозеленый дуб, на котором появляются «кермесовые ягоды» (личинки кошенили), из которых греки получали ярко-красный краситель, считался его деревом.

Подробнее...

Дуб. Часть 10

ДубДуб был главным священным деревом у древних германцев. Он был посвящен богу грома Донару или Тунару, равнозначному норвежскому Тору.  Священный дуб неподалеку от Гейсмара в Гессене, который был срублен распространителем христианской веры Бонифацием в VIII в., «носил среди язычников имя дуба Юпитера, что по-старонемецки читалось: Donares eih – «дуб Донара».  У древних тевтонцев, также как у греков и италийцев, бог дуба был также богом грома, управлявшим «громом и молнией, ветром и дождем, хорошей погодой и урожаем».

О.М. Савельева пишет, что «обряд сожжения полена в очаге, который получил название Yule Oak в Англии и в скандинавских странах» ведет свое происхождение от белтейнских костров.  Рождественское полено, украшенное хвоей, плющем или омелой,  «по староанглийским обычаям должно было гореть не менее суток». Было принято «угощать» это полено пивом или элем. 

Дуб входил в число «Семи благородных деревьев» ирландского законодательства (шесть других – яблоня, черная ольха, береза, лесной орешник, остролист и ива). За срубание этих деревьев полагался штраф в размере одной коровы. Ирландские церкви назывались "dair-thech" или "дубовыми домами", что на древнем языке друидов значило "священная роща".

Подробнее...

Реклама

Книги