ЛиственницаРодовое дерево амурских нивхов че дигр, представлявшее собой высохшую,  но стоящую вертикально вверх лиственницу, «вплоть до середины XX в. знаменовало в исторической памяти коллектива символ связи людей с небесным миром». Л.Я. Штернбергом записан нивхский миф под названием "Две синицы", в котором лиственница выступает деревом, связывающим небо с землей. В мифе рассказывается о двух братьях-синицах и о том первоначальном времени, когда было два солнца и две луны, поэтому летом было очень жарко, а зимой очень холодно. Однажды младший брат в поисках пищи дошел до толстой лиственницы, поднимавшейся "до самого неба", и нашел пищу у ее подножия. На следующий день оба брата отправились к этой лиственнице и, поев, увидели спускающихся с неба двух птичек – золотую и серебряную. Это были небесные люди и одновременно хозяева этой лиственницы. Братья-синицы стали сражаться с птичками, и в пылу сражения серебряная птичка и старший брат-синица упали, а золотая птичка с младшим братом поднялись на "сверху-находящееся- небо".  Далее следует серия превращений птички и синицы-брата в медведей, тюленей, рыб и, наконец, в людей:  синица предстала в мужском облике, золотая птичка - в женском.

 

Однако миф на этом не заканчивается. Отец птички-девицы потребовал в качестве условия брака, чтобы нивх убил одно солнце и одну луну. Нивху пришлось  пройти много испытаний пока он не нашел лиственницу с дверью. Внутри этой лиственницы находились два изображения солнца и два изображения луны. Одну пару изображений – солнце с луной – следовало бросить к небу, а вторую – закопать. Выполнив требование своего будущего тестя, нивх взял его дочь в жены и отвез в свою деревню, где уже жили вместе его старший брат с "серебряной птичкой".  Мифологическим аналогом "сухого дерева" (че дигр), высохшей лиственницы, символизирующей в ритуальной деятельности нивхов связь людей с небесным миром, могла выступать железная лиственница.

Эвенки-орочоны вырубали своих идолов из лиственницы. Таким идолом был ментай, считавшийся оберегом-талисманом эвенкийской семьи. Ментай представлял собой «столбик из лиственницы со стилизованной антропоморфной головкой на конце. ...Фигурку идола втыкали заостренным концом в землю у входа в жилище или  вешали над входом, клали в детскую колыбель и т. д.». Другой  идол назывался чичипкан (букв. лазейка). Для его изготовления на одном конце срубленной лиственницы рисовали лицо, а другой конец расщепляли, расставляя подпоркой. Это были «ноги» чичипкана. Либо «срубали две трехметровые молодые лиственницы, ставили одну комлем вверх, другую комлем вниз. Их связывали вверху и внизу. Получался лаз, через который проходят охотники при обряде».

ЛиственницаВерхеамурские эвенки почитали в числе других растений некоторые разновидности лиственницы - мукдыкен и тагу. Мугдыкен  был старой, засохшей лиственницей, «чаще всего с обломанной вершиной». Эвенки считали, что в такие засохшие лиственницы вселялись души умерших предков мугды. Из частей этих лиственниц изготовляли мугдыгра  - антропоморфную фигуру с головой и лицом, с ногами, но без рук, в которой пребывала душа умершего предка, являвшегося охранителем семьи.

Душа самого шамана при его жизни обитала в сухих лиственницах мугдыкен. Когда наступало время избранничества нового шамана, «духи указывали ему во сне лиственницу, бывшую при жизни умершего шамана вместилищем его мугды. У нее были следующие приметы: "со сломанной молнией или ветром вершиной, определенного изгиба", растущей "у ключа, обязательно с красноватой древесиной, не тронутой гнилью». Из дранки с этой лиственницы начинающий шаман делал обейчатку для своего бубна и основу для колотушки.

Тагу – тонкая и высокая лиственница, растущая по берегам ключей в густых зарослях. Как правило, у нее ветки растут только на самой макушке. Это дерево использовалось шаманами во время камланий как остановка для отдыха шаманской души и духов-помощников шамана. Тагу ставили в центре специально поставленной юрты для проведения обрядов во время эпидемий и в обряде синкелаун – добычи охотничьей удачи.

По представлениям эвенков-орочонов Венера – звезда Чалбон представляла собой территорию, разделенную на родовые участки, "на которых растут только сухие лиственницы (мугдыкен), многие из них со сломанными вершинами. Все они увешаны птичьими гнездами, где помещаются души оми. Души оми простых людей выглядят как птенцы синички (чипиче-чиче). Души шаманов находятся в дуплах лиственниц… чаще всего имея вид птенцов перелетных птиц (орлов, лебедей, гагар, куликов и т. д."

Якуты для камлания верхним злым духам по указанию шамана устанавливали "параллельно южной стене юрты  священный жертвенный столб багах, состоявший из двух лиственниц по краям и березки посередине".

Использованные материалы:

  1. А.Б. Островский. Мифология и верования нивхов;.
  2. Мазин. Эвенки-орочоны;
  3. Виташевский Н. А. Из наблюдений над якутскими шаманскими действиями.