МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Деревья

Деревья в мифологии

Пальма финиковая. Часть 2

Финиковая пальма с плодамиВ засушливых областях южного Средиземноморья финиковая пальма считалась священной; над пальмовой кроной часто изображался ассирийский бог солнца. В финикийском культе Ваал-Пеора изображение пальмового дерева, стоящего между двух больших камней,  служило фаллическим символом бога. В еврейских храмах этому мужскому богу поклонялись до тех пор, пока жрецы-реформаторы Яхве не убили его последователей: «И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиль». (Числ.25) Однако, символизировавшее этого бога пальмовое дерево по-прежнему использовалось на ежегодных праздниках приветствия Спасителя в Иерусалиме, как описано в Евангелии.

В католических странах на шестой неделе поста отмечают так называемое «пальмовое» воскресенье. На Сардинии в это время  верующие  с веточками пальмы и оливы в руках посещают церкви, где во время мессы священник благословляет эти растения.  Пальмовые и оливковые ветви использовались и в свадебной обрядности, что намекает на связь этих символов с плодородием. В сельских районах Сардинии за несколько дней до свадьбы происходила церемония перевозки приданого в дом жениха. Когда приданое прибывало к месту назначения, «женщины расставляли мебель и прочие элементы на положенные места, украшая их цветами и зелеными ветками, среди которых первое место занимали ветки пальмы и оливы».

Подробнее...

Пальма финиковая. Часть 1

Финиковая пальмаФиниковая пальма (Phoenix) распространена в тропиках Африки и Азии. Эта пальма – классический пример фреатофитов, растений, имеющих постоянную связь с грунтовыми водами. По этой причине фреатофиты (от греческих слов «phréar» - колодец, бассейн и «phyton») являются индикаторами неглубоко залегающих грунтовых вод. «Имея постоянный доступ к воде, фреатофиты в течение всего вегетационного периода остаются активными, сохраняют сочную ярко-зеленую окраску даже в жесточайшие засухи, тогда как другие растения пустынь и степей, засыхая, становятся желтыми или бурыми». Не случайно арабы говорят: «Царица оазиса купает ноги в воде, а прекрасную голову – в огне солнечных лучей».

Финиковая пальма – двудомное растение, требующее активного опыления. Наиболее древним способом было подвешивание початков с мужской особи на женскую. Древнейшие следы возделывания человеком финиковой пальмы относятся к V тысячелетию до н.э., искусственное оплодотворение возникло не позднее (а возможно, много ранее) XVIII в. до н. э. Время цветения для большинства ее видов приходится на период между 15 марта и 15 апреля. Урожай снимают с июля по ноябрь. Оплодотворение совершалось весной. «У язычников Харрана месяц, во время которого оплодотворяли пальмы, назывался месяцем Фиников».

Подробнее...

Пальма кокосовая

Кокосовая пальмаКокосовая пальма (лат. Cocos nucifera) — тропическое дерево. Родовое название – Cocos  происходит от португальского слова coco («обезьяна») и дано из-за пятен на орехе, которые делают его похожим на морду обезьяны. Видовое название nucífera — от латинских слова nux («орех») и ferre («нести»). На Филиппинах, Малайском архипелаге, полуострове Малакка, в Индии и на Шри-Ланке кокосовую пальму разводят с доисторических времен.

Пользу, извлекаемую человеком из этой пальмы, трудно переоценить. Все части пальмы используются либо в строительных целях, либо в пищевых. Туземцы тихоокеанских островов строят из ее стволов жилища, а крышу кроют пальмовыми ветвями. Из сока соцветий делают алкогольный напиток, кокосовое молоко и мякоть ореха употребляют в пищу. Из высушенной мякоти – копры выжимают масло, которое идет на изготовление мыла, свечей и маргарина. Жмых скармливают скоту,  из скорлупы кокоса делают посуду, а из упругих волокон оболочки ореха изготовляют канаты, плетут циновки и грубые ткани.

Не удивительно, что жители Восточной Африки из племени ваника почитают кокосовую пальму как мать - это дерево  дает им жизнь и пропитание, как мать своему ребенку, поэтому «срубить кокосовую пальму приравнивается к матереубийству». На острове Ниас верили, что в каждом дереве живет дух, и если дерево срубали, этот дух, лишенный своего «дома», превращался в злобного демона. «Присев» на ветви кокосовой пальмы, он мог вызвать ее гибель, а «прицепившись» к опорному столбу жилища, - вызвать смерть всех детей, живущих в нем.

Подробнее...

Миндаль. Часть 2

Цветущий миндальВ греческом мифе происхождение миндаля связывается с историей о двуполом божестве Агдитис. Когда боги узрели это чудовище, они пришли в ужас и решили лишить Агдитис мужского полового органа. Отрезанный и закопанный в землю, он пророс миндальным деревом. Когда же на дереве созрели плоды, «то, говорят, - как пишет Павсаний,  -  дочь реки Сангария сорвала этот плод и положила себе в платье на грудь, плод этот тотчас же исчез, а девушка стала беременной. Когда она родила и родившийся мальчик был выкинут, то коза стала о нем заботиться".

Родившийся ребенок был назван Аттисом и вырос в красивого юношу.  Во фригийском варианте этого мифа матерью Аттиса выступает девственная Нана, зачавшая сына, «приложив к своей груди спелый миндаль или гранат. Миндаль во фригийской космологии выступает в качестве отца всего сущего; это, вероятно, связано с тем, что его нежно-сиреневого оттенка цветы как первые гонцы весны появляются на голых ветвях до того, как распускаются листья». Прекрасного юношу-пастуха возлюбила Кибела, азиатская богиня плодородия, Мать Богов, главный храм которой находился во Фригии.  Преследуемый любовью богини Аттис оскопил себя под сосной и умер от потери крови.

Подробнее...

Миндаль. Часть 1

МиндальМиндаль (лат. Prunus dulcis, греч. amygdale) происходит из области, включающей в себя Средиземноморье, Переднюю Азию, и  прилегающие районы Средней Азии. Белые и светло-розовые цветки миндаля распускаются раньше появления листьев. Период цветения – март-апрель, созревают плоды в июле-августе. В Восточном Средиземноморье миндаль является символом весны, поскольку зацветает первым.

Миндаль обыкновенный  был назван 'amygdala' в I веке н.э. Колумеллой.  Миндаль является древним символом сокрытия ценного содержания в очень твердой, почти непроницаемой оболочке. «Миндалевидный нимб» или венец, составленный из двух несовершенных полукругов – мандорла является символом «Божьего величия» (преображенного Христа) или Царицы небесной Марии. Этот нимб часто встречается в средневековом искусстве. «Сияющая, но при этом исполненная глубоким содержанием мандорла является мистериальным образом сосредоточения на исходящий изнутри свет с целью сокрытия истинной природы Христа в его телесности».

Подробнее...

Гранат. Часть 1

ГранатГранат (лат. Punica, греч. Rhoa) – кустарник или невысокое деревце с шаровидными плодами красного, красно-бурого или оранжево-желтого цвета, «увенчанными короной» - чашелистиком. Цветет гранатовое дерево ярко красными махровыми цветами, реже розовыми или белыми. Отдельные цветы продолжают появляться до поздней осени, соседствуя с крупными созревающими плодами. Плод содержит множество семян, окруженных красной мякотью.

Гранат культивировался с давних времен на территориях, примыкающих к Средиземноморью, и на Ближнем Востоке. В Вавилоне  его начали разводить уже 5000 лет назад. В Памфилии (Киликия) существовала эолийская колония под название Сиде – «гранат» (sidē), основанная в VII-VI вв,  что указывает на обилие гранатовых деревьев в этой области.

Подробнее...

Мирт. Часть 3

Мирт в мифологииОтношение к мирту как к дереву смерти, дереву тринадцатого месяца года,  когда царь должен был расстаться с жизнью, видно  из греческого мифа о гибели царя Эномая от рук возничего, имя которого недвусмысленно напоминает об участи царя в конце срока своего правления.  Всех женихов своей единственной дочери Гипподамии царь приглашал принять участие в гонках колесниц. Если жених приходил вторым, он погибал, но в случае победы он брал в жены Гипподамию, а Эномай должен был умереть.

Миф называет то двенадцать, то тринадцать погибших женихов. Эти числа соответствуют количеству лунных месяцев, которых в году было попеременно то двенадцать, то тринадцать. Например, в Олимпии колесницы во время соревнований проходили по стадиону двенадцать кругов в честь луны-богини. Однако Эномай мог не беспокоиться за результат соревнования: лошади, впряженные в его колесницу, превосходили по быстроте всех остальных лошадей Греции, а возничим был Миртил, сын Гермеса, умело управлявший колесницей, и Эномай всегда выходил победителем, поражая очередного желающего взять в жены Гипподамию насмерть копьем.

Подробнее...

Кипарис. Часть 3

Кипарис в мифологииКипарис был священным деревом Богини любви, и в Ливане богиню называли  кипарисом. «Сын Венеры на коленях матери» изображался в Риме как ребенок, выглядывающий из листвы кипариса. Финикияне иногда заменяли конический камень – бетил, посвященный Астарте, кипарисом.

В западносемитской мифологии известна триада  богов - Баалшамем, Малакбел и Аглибол. Малакбел («посланец Бела») был богом солнца и почитался в Пальмире. В эллинистический период он отождествлялся с Гелиосом. Известны римские изображения сцен рождения Малакбела, держащего на руках козленка, из кипариса; летящего по небу на колеснице, запряженной 4-мя грифонами; несомого в небе орлами в облике Гелиоса; его преображения ночью в Сатурна.

Подробнее...

Ива. Часть 10

ИваПо корейским представлениям ива наделялась чудесной, магической силой, способной возрождать природу и повышать плодородие почвы. В посевной период в Корее повсеместно устраивались качания на качелях, привязанных к ветвям ивы: ива «выступала как носительница женского производительного начала, и этот обряд должен был способствовать хорошему урожаю». Кроме того вплоть до конца XIX в. существовал священный ритуал добывания огня в период летнего солнцестояния  посредством трения двух ивовых палочек. Именно ива была тем деревом, которое использовали для безопасного перехода от жаркого к холодному сезону.

Миф о Чакчегоне, потомке первопредка Хогёна повествует о том, как  он отправился на запад, попал в подводный дворец царя драконов и по его просьбе убил старого лиса. После совершения этого подвига Чакчегон  получил в жены дочь царя драконов, который подарил  ему также  свинью и ивовый посох.  У корейцев изображение двух переплетенных между собой ветвей ивы служило символом нерасторжимой любви.

Ива вместе с тростником, вишней, и сливой является  символом Японии. Японцы считают иву деревом печали, слабости, нежности, девичьего изящества, спокойствия, потребности в постоянстве и coeдинeнии. Все грациозное и изящное японцы сравнивают с ветвями плакучей ивы.

Подробнее...

Ива. Часть 9

ИваВ Средней Азии с ивой были связаны представления о плодородии и возрождении. В узбекском поселении Сапаллитепа было найдено женское захоронение, скелет которого был осыпан небольшими веточками ивы. Такой же вид имело и мужское захоронение. У  узбеков-сартов окрестностей Маргилана существовал обычай, по которому  сыновья умершего бросали ивовые посохи, «на которые они опирались во время оплакивания как дома, так и по дороге на кладбище», в наружную камеру могилы.

Ива, как символ плодородия,  была атрибутом девичьих гуляний у узбеков-сартов. Эти гулянья носили название «праздник маков». Нарядные девушки, многие в красных платьях, собирались на холме, танцевали под аккомпанемент бубна, собирали маки и плели из них венки, вплетая вместе с маками «сорванную с веточек тала (ивы) кожицу с листочками».

У таджиков Каратегина и Дарваза существовал обычай вбивать ивовые колья в могилу у изголовья захороненного. Считалось хорошей приметой, «если эти намогильные палки зазеленеют». В новогодних ритуалах таджики использовали "специально сорванные ветви ивы,  служившие магическим средством, способствовавшим плодородию злаков".

Подробнее...

Ива. Часть 8

ИваИва – дерево колдовское и пятое по счету в древесном календаре. Число пять было священным числом римской богини луны Минервы.  Месяц ивы начинался 15 апреля и заканчивался 12 мая. На середину его приходилось 1 мая, день, «известный оргиастическим праздником и обладающей колдовской силой росой... Возможно, что обычай носить ивовые ветви в вербное воскресенье, которое бывает в начале апреля, - традиционно определяет начало ивового месяца». Древние римляне верили в защитную силу дерева, в его способность отгонять несчастье. Они верили, что для этого надо найти дерево с полым стволом, стать внутри него и произнести соответствующие зaклинaния.

Ивы считаются священными в Иерусалиме, где ежегодно празднуется «шестидневный праздник ивовой ветви, во время которого ивовые прутья приносят из священного места, известного как Моца. В свое время ивовые ветви раскладывали вокруг алтаря в Храме». Праздник ивовой ветви называется праздником кущей– днем ивы, когда древние евреи торжественно, устраивая пышное шествие,  приносили из Силоамского источника воду. На Празднике Кущей проводились церемонии вызывания дождя, в которых фигурировала ива.  «Культ ивы, - как пишет Р. Грейвс, -  был связан с богиней Анат, позже жрецы стали утверждать, что ива является священным деревом Яхве». И далее: "Праздник кущей начинался как праздник осеннего урожая, и, согласно Талмуду, фарисеи с трудом могли справиться с  традиционным "легкомыслием" женщин". 

Подробнее...

Ива. Часть 7

ИваВенок из ветвей ивы выступил символом поражения, которое Ахелой, бог одноименной реки, потерпел от Геракла в соперничестве за руку Деяниры. В пылу схватки Ахелой принимал образы  пятнистого змея, быка и человека с бычьей головой, но Геракл сломал его правый рог.  "Опозоренный Ахелой ретировался, скрывая недостающий рог под венком из ивовых ветвей».

Гадание по ивовым прутьям было известно фракийцам,  кельтам, как об этом свидетельствует Тацит ("Германия" X), и скифам (Геродот, I). Известный миф о фракийском царе Терее, его жене Прокне и ее сестре  Филомеле по мнению Р. Грейвса обязан своим происхождением неправильно понятым росписям  одного из храмов Давлиды, вторгшимися  туда фокидцами.  На храмовых росписях были изображены «различные местные методы гаданий». По мифу Филомела, подвергшаяся надругательству со стороны Терея, который к тому же отрезает ей язык, чтобы она не смогла рассказать об этом сестре, сообщает ей о своем рабском положении, вплетя тайное послание в узоры брачного одеяния для Филомелы.

Подробнее...

Ива. Часть 6

ИваПо эллинским сказаниям, как пишет Павсаний.  самым древним деревом считалась «ива, которая растет в храме Геры на Самосе;   за ней следует додонский дуб, затем оливковое дерево...».  В  самосском культе Геры существовал следующий интересный обряд: «Раз в год ее изображение (якобы) исчезало из храма, вешалось где-нибудь на морском берегу на стволе ивы и обвивалось ее ветвями. Там изображение «находили» и угощали свадебными пирогами.

Несомненно, что этот праздник прежде всего ритуальный брачный обряд, потому что самосское предание гласило, что Зевс с Герой до брака долгое время жили в тайной любовной связи. ...и в Плате изображение богини отправляли сначала в сокровенную лесную местность, быть может, согласно преданию, о котором рассказывает Плутарх: Зевс похитил Геру и спрятал ее в пещере Кифейрона».

Подробнее...

Ива. Часть 5

ИваЦелительным сpедством освященная ива-веpба считалась y всех славян. Ею окypивали, pастеpтyю в поpошек пили (с можжевельником), пpикладывали в пpимочках. Hа веpбy пеpеносили болезни. Сеpбы вновь выyченный заговоp сначала пpоизносили "на веpбy", а потом yж наговаpивали на людей и скот. Так постyпали "чтобы заговоp так же легко пpинялся, как пpинимается веpба". Ивовые ветви упоминаются в  русском заговоре девицы от тоски: «...шли дщери Иродовы, несли в руках пруты ивовы, а шли они в мир кости сушить, тело знобить, недугами мучить».

Кора ивы была самым древним источником жаропонижающего средства – салициловой кислоты, которая и в наше время «благодаря ведьмам, которые не дали забыть данное Богиней лекарственное средство», используется в виде аспирина (ацетилсалициловой кислоты). Отвар ивовой коры ценился также и как важнейшее лекарственное средство от ревматизма. Поскольку ива растет во влажных местах, а ревматизм вызывается сыростью, подобное лечили подобным же. Ивовыми жгутами часто связывали расщепленные деревья, через которые пропускали больных грыжей или рахитом детей. Иногда для такого лечения использовали и саму иву, либо специально расщепленную, либо имевшую естественный проем.

Подробнее...

Ива. Часть 4

ИваИва была символом непрерывности жизни и, многие обычаи славянских народов, связанные с ивой, свидетельствуют о священном статусе этого дерева. Сербы и поляки из освященной вербы делали кресты и втыкали в пахотную землю для защиты от града. Освященные вербные ветви поляки и болгары сжигали для отвращения бури.  В Карпатах при грозе ломали освященную вербу и жгли в печке, «чтобы дым отвел грозу и дьявол при этом не прятался в трубе». Сербы заплетали из вербы  венки в Юрьев день, «чтобы прибыль в доме росла, как верба весной».

В день Сорока мучеников в Алексинацком Поморавье пастух-серб стегал скот ветками вербы  и кизила, говоря: «Будь здоров, как кизил, и расти, как верба!», а девушки и парни ходили вместе к зарослям вербы, хлестали друг друга ветками вербы и произносили такое же заклинание. Для обряда  вызывания дождя сербы выбирали девочку, называемую  додола, и  обнажив ее, обряжали в ветви ивы. Додола ходила с веткой ивы в руке от дома к дому и ее обливали  с головой водой.

Подробнее...

Ива. Часть 3

ИваИва  “плачем” предсказывает дождь: «Порой с листьев ивы капли падают так часто, что под деревьями земля становится мокрой. Отсюда, наверное, и пошло народное название ивы – «плакучая». Связь ивы с водой и Луной, сделала иву причастной  женской магии.

В традиции восточных славян ива (укр. верба) считалась священным деревом. Раз в году в ночь на Ивана Купалу ива украшалась цветами, возле нее жгли костры. По окончании праздника ветки ивы сажали во двopaх. Из ивовой коры делали ожерелья и бpacлeты.

Ветви с вербными сережками освящали в церкви и хранили дома как защиту от молний и всевозможного зла. Сережкам вербы приписывалась особая магическая сила. Освятив в церкви вербные веточки, крестьяне по возвращении домой глотали вербные почки «для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь.

Подробнее...

Ива. Часть 2

ИваВ древесном алфавите друидов  ива была деревом пятого месяца - Saille, священным деревом Тройственной лунной Богини, деревом, очень почитаемым колдуньями. «Луна владеет ивой», указывает Калпепер в своем «Полном гербарии». Ива была священным деревом друидов. «Человеческие жертвоприношения друидов совершались при полной луне и в ивовых корзинах, а кремниевый нож был выточен в форме ивового листа». В «Песне лесных деревьев» сказано: «Не жгите иву, священное дерево поэтов». Тесная связь между поэтом и провидцем уже отмечалась в статье о дубе.

Барбара Уокер указывает, что в кельтской мифологии ива считалась символом богини Арианрод ("Серебряное колесо"), одной из трех мифических королев Британии, почитавшейся одновременно и как девственница и как мать-земля. В "Триадах" она называется одной из трех блаженных (белых) леди Британии. Это – все та же ипостась Белой Богини, тройственной богини Луны. Грекам она была известна «как Гели или Ива. Гели – девственная форма Гекаты, охранявшая обитель муз, гору Геликон. Ее ивовый венок являлся космическим символом, связанным со звездами. Созвездие Большая Медведица... именовали Лигодесмой, т. е. «связанной ивой», потому что  руки ее были перевиты ивовыми ветвями».

Подробнее...

Ива. Часть 1

ИваИва (лат. Salix  от sal – "близко" и  lix – "вода"), ветла, ракита, верба— деревья, кустарники и кустарнички из семейства Ивовых. Дерево может достигать высоты до 15 м, карликовый вид на севере – до двух с половиной  см. В западных областях Европы растут крупные деревья и кустарники, в восточных областях европейской части, в Сибири и Средней Азии – большей частью кустарниковые виды – тальники (от татарского «тал» - ива). Ива – древнее растение, отпечатки её попадаются уже в меловой формации, а в четвертичную эпоху жили даже современные виды (Salix cinerea, Salix alba, Salix viminalis).

Иву остролистную (Salix acutifolia) называют в народе вербой, Красной вербой, красноталом, шелюгой красной. У вербы крупные цветочные почки, когда лопается красноватая тонкая пленка, на свет появляется серовато-белый пушистый комочек. Потом он покрывается зеленовато-желтыми мелкими цветочками и начинает напоминать крохотного цыпленка.  Верба - первое дерево, которое зацветает в Средней полосе России. Последнее воскресенье перед Пасхой называется Вербным воскресеньем. В этот день церковь ослабляет строгий пост разрешением употреблять в этот праздник вино и рыбу. 

Подробнее...

Кедр. Часть 3

Кедровые шишкиНастоящий кедр — это мощное дерево с густой раскидистой кроной, напоминающей зонтик, родина его Ливан. Дерево, которое мы привычно называем кедром,—это  один из видов сосны. У нас в стране произрастает три вида кедровой сосны: сибирский кедр, корейский кедр и кедровый стланик (кедрач). Цветет кедр осенью. Мужские и женские шишечки располагаются по всей кроне. Буряты в древности кедр обожествляли, называя его «шишка-бог». Раньше буряты молились кедру. Рубить его запрещалось.

На севере Евразии кедр считался погребальным деревом. Предки селькупов хоронили своих умерших на вершинах кедров.  Считалось, что «если человек умер, но может быть оживлен, то труп его находят не на кедре, а на лиственнице, т.е. дереве жизни. Если же труп захоронен на кедре, это значит, что смерть унесла человека безвозвратно».  Из кедра селькупы изготовляли преимущественно лодки (обласки). Почитание кедров выражалось в привешивании к их ветвям ленточек из материи, служивших жертвоприношением духам этих деревьев. "На березы и лиственницы вешали светлые ленты, на кедры – темные".

Подробнее...

Кедр. Часть 2

КедрВ Шумере кедр назывался  «eren» и считался священным деревом жизни. "Кедр в Месопотамии могли получать из 2-х мест – со склонов ливанских гор и с Бахрейнских островов.  Последним отдавалось предпочтение как «святым местам». В связи с бахрейнским кедром А.Б Снисаренко  упоминает о вероятном происхождении легенды о потопе. В библейском варианте ковчег Ноя был изготовлен из дерева "гофер".

Снисаренко поясняет:  «Часть северо-восточного побережья Африки называлась страной афер, а ее жители аферами (народность данакиль). Это была одна из самых крупных перевалочных баз.  Месопотамцы могли доставлять туда бахрейнский кедр. Те, кто перекупали кедр, называли его «деревом афер», им не было дела до того, где произрастало это дерево.  Иудеи брали кедр на ливанских горах, поэтому упоминание дерева «гофер» явно свидетельствует в пользу шумерийского варианта легенды о потопе».

В Шумере, согласно Якобсену,  кедр выступал материнским деревом. Оплакивание Думузи начиналось во время его праздника около священного кедра в храме Эанна в Уруке. Ритуал, связанный с культом Даму, тоже "начинался с погребальных плачей, исполнявшихся у священного кедрового дерева, произрастающего  на огороженном участке храма Эанна в Уруке. …Этот священный кедр не только отмечал место рождения бога, но сам считался его матерью… Согласно бытовавшим представлениям, бог воплощал в себе живительный сок, дремлющий в тростниках и деревьях на протяжении сухого сезона, однако просыпающийся, к величайшему облегчению и радости земледельца, вместе с подъемом воды в реке». Даму считался «сыном» пашни Ураш и бога река Энки, потому что сок любого растения «берет начало от орошения речными водами, от Энки, увлажняющему пашню, и от Ураш...».  

Подробнее...

Реклама

Книги